+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Активизация роли государства в правовом регулировании экономических процессов.

Дата: 16.08.2011    Автор: С.И. Носов

Выход российской экономики из затянувшегося кризиса требует активизации роли государства в правовом регулировании экономических процессов. Вытеснение государства из сферы экономики, ошибки допущенные при осуществлении приватизации государственных и муниципальных предприятий привели к известным негативным последствиям.

Необходимость активизации роли государства в регулировании экономических процессов диктуется отнюдь не конъюнктурными соображениями и не желанием возврата прошлого. Прежде всего, она отражает богатейший мировой опыт, осмысленный наукой и глубинные закономерности переходной эпохи. Государству, вне всякого сомнения, принадлежит центральная координирующая роль в создании как государственных, так и частных организаций, обеспечивающих функционирование рыночной экономики. Вопрос об участии государства в регулировании экономики уже не является в науке предметом дискуссий. Проблема состоит в том, каким образом, с помощью каких механизмов может быть обеспечено наиболее эффективное осуществление государством регулирующих функций. При отработке эффективного механизма государственного регулирования следует учитывать и исторический опыт зарубежных стран.

Государственное воздействие на процесс образования и функционирования акционерных обществ, в свою очередь, содержит несколько составляющих. Как минимум оно должно содержать следующие составляющие: правовое воздействие, организационное и методическое обеспечение, идеологическое воздействие.

Для максимальной эффективности государственного воздействия эти составляющие должны быть синхронизированы. Как показывает практика осуществления преобразования государственных предприятий в акционерные общества, основное внимание уделялось идеологическому воздействию и организационному обеспечению данного процесса. О последнем свидетельствуют крайне сжатые сроки проведения подобных преобразований. Что же касается нормативно-правового  и методического обеспечения процесса образования акционерных обществ, то они оказались крайне слабыми, что повлекло массовые злоупотребления. Вследствие такой неравнозначности элементов государственного воздействия, многие цели и задачи процесса приватизации и образования акционерных обществ не были достигнуты.

Еще в недалеком прошлом была отчетливо видна абсолютизация роли государства, функции которого сводились главным образом к административному распределению ресурсов. Практически полностью были огосударствлены промышленность, транспорт, торговля, общественное питание, вся сфера услуг. Была национализирована даже промысловая кооперация. Государство осуществляло тотальное управление всеми процессами производства, распределения, обмена общественного продукта. Через систему материально-технического снабжения и ценообразования оно полностью контролировало движение натуральных ресурсов, а через бюджет, финансы отраслей – денежных потоков.

Доведенные до крайности черты командной экономики подрывали стимулы для продуктивного труда, ставили заслон предпринимательству, инновационной активности, рационального использования ресурсов с одной стороны, а с другой порождали иждивенчество и безынициативность. Экономические преобразования, осуществляемые в России были призваны обеспечить переход от командной, директивно управляемой экономики к социально ориентированному рыночному хозяйству, с оптимальными регулирующими функциями государства.

Здесь со всей очевидностью проявились два диаметрально противоположных подхода. Один из них предусматривал постепенную трансформацию командной экономики: постепенное разгосударствление предприятий, их приватизацию, преобразование в акционерные общества и иные формы юридических лиц в целях повышения эффективности их работы и адаптации к условиям рынка, образование рыночной инфраструктуры при сохранении в руках государства возможности прямого и косвенного воздействия на все сферы экономики.

Другой подход ориентировался на разовое разрушение командной экономики и сведение до минимума роли государства в экономике, упование на регулирующее значение рынка. Этот подход аргументировался необходимостью “вернуть страну на естественный путь развития, по которому идут развитые страны Запада”.

Очевидно, что второй подход апеллировал к тому, от чего уже ушли западные страны, игнорировал существенное значение переходного периода. Он не учитывал особенности и традиции российской экономики, складывавшейся веками с ее огромной территорией, огромным разнообразием (природно-географических, социальных и т.п.) условий жизни различных регионов страны. Государство в России во все времена играло значительно большую роль в экономической сфере, чем в западном мире. Как показала практика осуществления экономических преобразований в России возобладал второй подход, не соответствующий ни опыту экономических реформ в других странах, ни специфическим особенностям российской экономики, в том числе и в вопросе о доле государства в механизме экономического регулирования. Несоответствие экономического курса страны ее реальным условиям и потребностям, практическим отсутствием надлежащей правовой основы проводимых реформ, принижение роли государства являлись основными причинами глубочайшего экономического кризиса. С сожалением приходится констатировать, что об осязаемых предпосылках для оздоровления и модернизации отечественной экономики в настоящее время говорить пока рано.

Проводимая на протяжении ряда лет стратегия либеральных преобразований была направлена на отказ государства от регулирования экономических процессов, структуры и объемов производства, государственной инвестиционной и финансовой поддержки вновь создаваемых предприятий. Целенаправленно осуществлялись преобразования государственного сектора экономики, причем, нередко, с насаждением определенных форм хозяйствования, что создавало питательную среду для роста спекулятивного капитала в сферах обращения и финансовой деятельности.


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное