+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Функциональный аспект административной реформы в России - Калюжный Н.Н.

Дата: 20.07.2011

Н.Н. Калюжный,
соискатель кафедры государственного
строительства и права РАГС

Функциональный аспект административной реформы в России

Главный вопрос современной России - ее становление как динамично развивающегося государства. Достижение этой цели невозможно без эффективного функционирования системы управления страной. Начальный этап реформ - освобождение экономики от тотального государственного управления, приватизация государственной собственности, создание федеративного устройства страны с расширением самостоятельности субъектов Федерации, повышением авторитета местных сообществ. И все же сложившаяся система государственного управления не соответствует стоящим перед государством задачам, не в полной мере выполняет возложенные на нее функции.

Общепринятым стало понимание функций как ведущих направлений в деятельности органов исполнительной власти, в которых выражается целевая нагрузка данной ветви государственной власти, и с которыми напрямую связан предоставляемый органам исполнительной власти объем государственно-властных полномочий. Функции отражают содержание деятельности исполнительной ветви государственной власти.

Классификация функций исполнительной власти может быть осуществлена по следующим признакам: а) по характеру функций (политические, ресурсно-распределительные, контрольные, обеспечения внешней и внутренних интересов и безопасности государства, правоохранительные («силовые»), аналитические, обеспечительные и т.п.); б) по значимости (на основные и вспомогательные); в) по уровням управления (федеральный уровень, уровень субъектов Российской Федерации, органы местной государственной власти или местного самоуправления). г) по слагаемым управленческого цикла (аналитические, планово-прогнозные, исполнительные, учетные, контрольные).

Существо исполнительной власти далеко не исчерпывается понятием «исполнение». Особенностью исполнительной власти является то, что она имеет исполнительный и распорядительный характер Распорядительный характер состоит в издании органами исполнительной власти (Правительство Российской Федерации, федеральными министерствами, иными федеральными органами исполнительной власти) правовых актов: постановлений, распоряжений, приказов, инструкций, правил и так далее, - в целях обеспечения выполнения норм и предписаний Конституции РФ, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и эффективного управления отраслями экономики и социально-культурной сферы. Распорядительная деятельность органов исполнительной власти имеет подзаконный характер.

Компетенцию исполнительной власти образует совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия по нормативно-правовому (подзаконному) регулированию, полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия (в порядке делегированного или чрезвычайного законодательствования). Функции исполнительной власти тесно связаны с общественными функциями государства и отражают способы их осуществления. На разных этапах развития государства меняются подходы к роли и функциям государства, к реализующим эти функции системам государственного управления. Это объясняется несколькими факторами: изменением условий функционирования государства и требований к нему со стороны общества с переходом к новой фазе его жизненного цикла; переменами в экономическом и социально-политическом строе; кризисными периодами, требующими усиления правительственной регламентации.

С функционированием исполнительной власти напрямую связана правореализационная деятельность. От нее в первую очередь зависит эффективность исполнения закона. Правотворческая деятельность органов исполнительной власти продолжает в границах своей компетенции деятельность, которую начал законодатель. Если нормы закона не регулируют непосредственно управленческих отношений, а они нуждаются в правовой регламентации, то эту функцию выполняют соответствующие органы исполнительной власти. Центральным звеном правоприменительной деятельности является управленческое решение - властный индивидуальный акт, устный или письменный, адресованный определенному кругу лиц и разрешающий конкретную проблему.

За годы проводимых в стране экономических и политических преобразований именно этот ключевой момент государственной и общественной жизни не был подвергнут серьезным системным изменениям. В первую очередь, это касается нечеткости в определении функций и сфер ответственности, непрозрачности функционирования государственного аппарата, недооценки современных инструментов планирования и оценки деятельности, неумелого регулирования социально-экономических процессов, нерационального использования денежных средств и материальных ресурсов.

Следствием подобного положения является ограниченная способность системы к выполнению функций государственного управления и оказания общественных услуг. В условиях, в которых пребывала система власти в конце XX века, России нужна была не политика совершенствования власти, а ее модернизация. «Сегодня мы прежде всего ставим задачу наведения порядка в органах власти, - отметил в своем программном первом в качестве Президента Российской Федерации Послании Федеральному Собранию РФ В.В. Путин (2000 г.), - Но это - не конечная цель, а лишь первый этап государственной модернизации»[1]. По мнению главы государства, «обязательное условие успеха стратегических преобразований - наведение порядка в отношениях между федеральными и региональными органами власти; отсутствие четкого разграничения полномочий, а также работоспособного механизма взаимодействия между уровнями власти приводит к большим экономическим и социальным потерям» [2]. На эти слова Президент страны сослался и в Послании 2003 г., признав необходимость придания дополнительного импульса проведению административной реформы.

Логика проводимых преобразований должна решить среди прочих задачи:


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное