+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Идеальное государство в правовых учениях античности - Багоян Е.Г.

Дата: 20.07.2011    Автор: Е.Г. Багоян

Е.Г. Багоян
соискатель кафедры
государственного строительства и права РАГС

Идеальное государство в правовых учениях античности.

Права человека, демократия, право и закон, конституционализм, правовое государство являются фундаментальными общесоциальными и индивидуальными ценностями. В содержательном смысле ряд идей правовой государственности - разделение властей, связанность государства с правом, естественные неотчуждаемые права личности появился уже в античном мире, а теоретически развитые концепции и доктрины правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя. Исторически это происходило в русле возникновения прогрессивных направлений буржуазной политической и правовой мысли, становления и развития нового юридического мировоззрения, утверждения идей гуманизма, принципов свободы и равенства всех людей, неотчуждаемых прав человека, поисков различных государственно-правовых средств, конструкций и форм, направленных против узурпации публичной политической власти и ее безответственности перед обществом.

Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. В процессе углублявшихся представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей.

Символическим выражением подобных представлений стал образ Богини Правосудия (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия), олицетворяющей единение силы и права: охраняемый богиней порядок в равной мере обязателен для всех. По представлениям древних этот образ правосудия выражает смысл и идею не только справедливого суда как специального органа, но и идею справедливой государственности вообще (справедливой организации власти в человеческом обществе). Целый ряд положений, значимых для последующих представлений о правовом государстве, был разработан уже античными авторами. В их числе положения о власти закона как сочетании силы и права (Аристотель и другие); о различении правильных и неправильных форм правления, о смешанном правлении и о роли права в типологии государственных форм (Сократ, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон); о соотношении естественного и волеустановленного права (Демокрит, софисты и др.); о равенстве людей по естественному праву (некоторые софисты, римские юристы); о праве как мериле справедливости и регулирующей нормы политического общения (Аристотель); о государстве (республике), как «деле народа», как правовом общении и «общем правопорядке» (Цицерон); о сферах частного и публичного права; о свободном индивиде как юридическом лице, субъекте права (римские юристы).

Древние мыслители пытались найти разумную, справедливую организацию общества и политической власти. Значительное влияние в этом плане на формирование теоретических представлений, а затем и практики правовой государственности оказали политико-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима, античный опыт демократии, республиканизма и правопорядка. С возникновением на рубеже II и I тысячелетия до н. э. государств в Древней Греции начинает формироваться и собственно политическое сознание. Тесно связанное с религиозным мировоззрением, оно постепенно отделяется от него, составляя часть единого философского знания. При этом первоначально возникает идея справедливости (даке) как основы обычного права (темис), а затем и закона - писаного права (номос). Идеи права и справедливости широко представлены в поэмах Гомера и Гесиода. На них основывались представления об этическом и правовом порядке Фалеса, Солона и других (VII-VI вв.). Собственно политические воззрения, вплетенные в ход философских рассуждений, широко присутствуют у Пифагора и Гераклита. Именно Пифагору принадлежит выдвижение идеи равенства как равной меры нормирования неравных отношений и неравных индивидов. Справедливость заключается, по его мнению, в воздаянии равным за равное. Согласно Гераклиту, социальное и политическое неравенство неизбежны, т. к. они есть следствие всеобщей войны, которая есть «отец всего и всего царь». Но поскольку жизнь людей, а следовательно, и полиса, должна быть подчинена логосу (мировому разуму, закону), господствовать в нем должны мудрые. Пифагор и Гераклит - сторонники аристократического правления, но не наследственной (родовой) аристократии, а аристократии «лучших», способных познать логос и волю богов и на основе этого создавать законы. К этому нее времени (VI в. до н. э.) относится и первый проект идеального государственного устройства, в основу которого был положен принцип равенства земельной собственности граждан (Фалей Халкедонский).

Различные аспекты античного влияния на последующую теорию правового государства группируются вокруг тематики правового опосредования и оформления политических отношений. Эта тематика включает в себя, прежде всего, такие аспекты, как справедливость устройства полиса (античного города-государства), его власти и его законов, разумное распределение полномочий между различными органами государства, различение правильных и неправильных форм правления, определяющая роль закона в полисной жизни при определении взаимоотношений государства и гражданина, взаимосвязь права и государства, значение законности как критерия классификации и характеристики различных форм правления и т.д.

Светский человеческий подход к политико-правовым явлениям в V-IV вв. до н. э. был основательно развит софистами, которые в отличие от своих предшественников стали уделять заметное внимание месту и роли индивида в политической жизни, субъективному началу в политике, правам человека в их соотношении с полисным законодательством, социальной трактовке власти и закона как формам выражения интересов различных слоев и групп общества.


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное