+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Модели института омбудсмана на современном этапе - Спичак Ю.Г.

Дата: 22.07.2011    Автор: Ю.Г. Спичак

Ю.Г. Спичак,

консультант аппарата Уполномоченного

по правам человека в Российской Федерации

МОДЕЛИ ИНСТИТУТА ОМБУДСМАНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Родиной института омбудсмана в современном его понимании считается Швеция, где в 1809 г. была учреждена должность Канцлера юстиции (Justitieombudsman) для надзора за соблюдением законодательных актов парламента судами и другими органами власти. Постепенно идея омбудсмана распространилась во многие другие государства, относящиеся как к системе романо-германского, так и общего права. Процесс эволюции института омбудсмана можно условно разделить на три периода. Началом первого периода принято считать 1809 г. В 1919 г. институт омбудсмана появился в Финляндии, в 1955 г. – в Дании и в 1962 г. – в Норвегии. Таким образом, к концу первого периода своего становления, к 1970 г., институт омбудсмана существовал только в скандинавских странах.

В течение второго периода (1970-1985 гг.) должность омбудсмана была учреждена в ряде стран Британского Содружества (Новая Зеландия, Канада, Австралия), США и в странах Западной Европы, таких как Великобритания, Франция, Португалия, Австрия, Испания, Нидерланды.

В третий период (1985 – 1999 гг.) своего становления институт омбудсмана получает всемирное признание, он зарождается в разных уголках света: в Латинской Америке, Африке, Центральной и Восточной Европе, странах Тихоокеанского бассейна.

Если 1985 г. во всем мире насчитывалось около 21 национальных омбудсманов, то уже в 1998 г. это число приблизилось к 90[1]. За последние 10-15 лет институт омбудсмана в количественном отношении значительно вырос за счет учреждения в странах переходной демократии, т.е. странах, которые находятся в процессе реформирования своих правительственных институтов и структур. Основной причиной подобного роста является тот факт, что большинство стран, осуществляющих переход к демократическому режиму организации власти, в качестве части процесса демократизации часто создавали институты омбудсмана для улучшения процесса государственного управления, нейтрализации негативного отношения гражданского общества к управленческому аппарату, упрочения публичного доверия к администрации.

Необходимо отметить, что вновь созданные институты омбудсмана в постсоциалистических странах сталкиваются с различными трудностями в функционировании. Это не удивительно, поскольку процесс учреждения нового государственного института, особенно такого комплексного, сложного и потенциально влиятельного как институт омбудсмана, довольно длительный. Необходимо определить наиболее эффективные внутренние процедуры, сформировать хорошо обученный и профессиональный штат, наладить отношения с существующими государственными органами, определить цели и последовательно вести практическую деятельность и т.д.

Цель настоящей статьи - рассмотреть существующие модели института омбудсмана и попытаться определить основополагающие элементы, которые должны приниматься во внимание при учреждении института омбудсмана.

Основная функция института омбудсмана напрямую связана с жалобами на действия (бездействие) и решения государственных органов. Основная задача омбудсмана – защищать гражданина от нарушения прав, превышения полномочий, ошибок, халатности, незаконных решений, «плохого управления» со стороны органов власти и управления с тем, чтобы способствовать улучшению порядка публичного управления, побудить институты государства выполнять обязанности в отношении членов гражданского общества должным образом. Омбудсман может избираться парламентом либо назначаться главой государства или правительства после консультации с парламентом. Правовой основой деятельности института омбудсмана могут быть положения конституции государства, законодательный акт, акт исполнительной власти[2].

На деятельность омбудсмана оказывают влияние социальные, политические и культурные факторы, характерные для каждой отдельно взятой страны. Государство как бы «примеряет» на свою правовую и административную систему классическую шведскую модель, вследствие чего институт омбудсмана приобретает разнообразные формы со специфическими особенностями.

Различные конфигурации приобретает и название института: Defensor del Pueblo (Испания), M?diateur de la R?publique (Франция), Адвокат народа (Албания), Уполномоченный по правам граждан (Польша). Данный факт позволяет говорить о различных моделях института омбудсмана. Причем, принимая во внимание политико-правовую, историческую, социальную специфику каждого государства, можно смело утверждать, что подобных моделей может существовать около сотни. Для того чтобы понять достоинства и недостатки различных моделей и получить общее представление о тенденциях развития института омбудсмана в теории конституционного и административного права предпринимались попытки классифицировать множество моделей омбудсмана. Наиболее общая и всеобъемлющая классификация моделей данного института в зависимости от положения омбудсмана в системе власти и его полномочий была предложена Д. Якоби, Омбудсманом Квебека (Канада) и выгладит следующим образом: модель законодательного (парламентского) омбудсмана, модель исполнительного омбудсмана и модель омбудсмана второго поколения (гибридная модель). Рассмотрим указанные модели и производные от них подробнее.

Модель законодательного (парламентского) омбудсмана. Данная модель, как известно, возникла в скандинавских странах. Многие зарубежные и отечественные исследователи называют ее «классической». Основная суть ее заключается в том, что омбудсман является независимым должностным лицом, назначаемым и подотчетным только парламенту. Основной иллюстрацией данной модели является Парламентский омбудсман Швеции. Согласно ст. 10 главы 8 Акта о Риксдаге Королевства Швеция в данном государстве существует четыре омбудсмана – один Главный парламентский омбудсман и три парламентских омбудсмана, которые, в соответствии со ст. 1 Акта от 13 ноября 1986 г. обязаны осуществлять надзор за надлежащим соблюдением законов и прочих положений и должным исполнением своих обязанностей лицами, выполняющими публичные функции[3]. Шведскому омбудсману предоставлены достаточно широкие полномочия по расследованию нарушений прав граждан любым лицом исполнительной и судебной властей Королевства Швеция, вплоть до выдвижения обвинения в совершении преступления при исполнении служебных обязанностей против члена Верховного суда или Верховного Административного суда и возбуждения дела в Верховном суде[4].


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное