+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Открытость органов власти как фактор успешного реформирования системы государственного управления - Папихин С.В.

Дата: 09.09.2011    Автор: С.В. Папихин

     Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих законодательно закреплена в нормативных и правовых документах, регулирующих деятельность органов государственной власти. Не требует дополнительного обоснования то, что реализация этого принципа является важнейшим условием построения гражданского общества и развития демократических институтов в Российской Федерации. По данным Социологического центра РАГС при Президенте РФ сегодня 59,7% опрошенного населения считает открытость органов власти необходимым условием для развития подлинной демократии.

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 09.09.2000 г., соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею стоит на первом месте среди составляющих национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере. На Всемирной встрече на высшем уровне в Женеве в декабре 2003 года при определении основополагающих принципов построения информационного общества доступ к информации и знаниям определен как необходимая предпосылка создания информационного общества, и указано, что усилия государств должны быть направлены на обеспечение универсального и недискриминационного доступа к информационно-коммуникационным технологиям. Об актуальности рассматриваемого вопроса свидетельствует также значительное количество международных документов, среди которых важное место занимают Окинавская Хартия Глобального информационного общества, Конвенция Совета Европы о защите личности в связи с автоматизированной обработкой персональных данных от 28 января 1981 г. и Конвенция о киберпреступности от 23 ноября 2001 г.

В то же время практика взаимодействия органов власти и населения показывает, что принцип открытости реализуется крайне неэффективно. По данным опроса Социологического центра РАГС (октябрь 2003 г.) 61,2% респондентов не имеют возможности влиять на решения властей. 45,9% опрошенных считают, что у власти нет желания сотрудничать с гражданами, а 16,8% опрошенных сами не имеют желания сотрудничать с нынешней властью.

По мнению населения открытости органов власти препятствуют, в первую очередь, нежелание высших чиновников (51,8%); пассивность граждан и их объединений (36,9%); негативный исторический опыт и традиции чиновничества в России (25,6%); отсутствие политической воли у высшего руководства страны (23,8%); незаинтересованность групп лоббирования (бизнеса, криминала) - 23,4%).

Сегодня в Российской Федерации действует сегодня более ста нормативных правовых актов различного уровня, касающихся вопросов формирования различных видов общедоступных информационных ресурсов и обеспечения доступа пользователей к открытой информации, но до сих пор нет закона, регулирующего доступ граждан к информации о деятельности органов власти. В тоже время более половины респондентов, опрошенных Социологическим центром РАГС, не считают себя информированными о планах и деятельности органов власти разного уровня.

С формальной стороны, в органах государственной власти существуют пресс-службы, общественные приемные, структуры, занимающиеся вопросами связей с общественностью, но, как показывают результаты многочисленных опросов населения, органы власти либо не способны эффективно наладить работу этих структур, либо не хотят этого. Проблема приобрела масштабный характер и в последнее время является предметом  дискуссий.

В условиях, когда госслужащие выведены из-под общественного контроля, когда контроль осуществляется только внутри самой бюрократической системы, когда чиновник, а не свободная и ответственная личность является главной опорой государства, когда бюрократия сохраняет монопольное право не отвечать за свои решения и действия - необходимо срочно сделать государственную службу открытой, поставив под публичный контроль граждан. Тем самым будет преодолена традиция всевластия и безответственности бюрократии. Но, с другой стороны, актуализируется вопрос низкого уровня активности и желания самих граждан осуществлять этот контроль.

Официальным признанием наличия проблемы открытости органов власти (а точнее, их закрытости) и необходимости ее срочного решения стало обсуждение в 2002-2004 гг. проекта Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». К настоящему моменту в дискуссию включены все заинтересованные стороны.

Процесс принятия этого Закона затянулся на несколько лет, что подчеркивает глубину и противоречивость проблемы. Не принят он до сих пор потому, что отсутствует концепция открытости органов власти и идеология реформирования государственной службы в России.

Проблема приобрела настолько острый характер, что вышла за рамки российского сообщества. Например, 4 апреля 2003 г. в Центральном доме журналистов состоялась Международная конференция "Актуальные проблемы законодательного обеспечения доступа к информации". Конференция проводилась в рамках проекта "Укрепление независимости региональных СМИ" и являлась частью программы ТАСИС, которая финансировалась ЕвроСоюзом. Это еще раз подчеркивает, что вопросы открытости органов власти, оптимизация доступа граждан к их информации должны стать приоритетными направлениями административной реформы.

Автор: Папихин С.В.


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное