+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Правовое обеспечение и моральные принципы государственной службы в Российской Федерации - Морхат П.М.

Дата: 25.07.2011    Автор: П.М. Морхат

Морхат П.М.
к.ю.н., ст. преподаватель кафедры государственного
строительства и права
Правовое обеспечение и моральные принципы
государственной службы в Российской Федерации

Государственная служба современного демократического, социально ориентированного государства призвана защищать права и свободы граждан, удовлетворять их социальные потребности, способствовать реализации их интересов. Но сегодня государственная служба и сам государственный аппарат находятся в кризисном состоянии. Старые модели и принципы формирования деятельности государственного аппарата отвергнуты, новые не созданы. Следует признать, что государственный аппарат стал работать менее согласованно, так как не появилось замены разрушенным партийно-номенклатурным рычагам контроля и управления, утратили силу прежние нормы неформальной служебной морали, которые хотя бы в некоторой степени, регулировали поведение государственных служащих.

Демократизация и оптимизация деятельности государственной службы должна идти по двум основным направлениям – путем совершенствования правовых норм и через укрепление связей с гражданским обществом. Поставленные задачи исследования заставили автора обратиться к опыту зарубежных стран, отраженному в реферативном бюллетене «Этика государственных служащих»[1]. Анализ статей, помещенных в сборнике, показал, что проблема морали государственных служащих актуальна не только в нашей стране, но и в мире в целом. В работах Ч.И. Митчелл (США), В. Пуджас, М. Родес (Великобритания), Г. Вильсон (Канада) и др. указываются разрушительные тенденции в сфере государственной службы: «падение уровня профессиональной этики», «принятие незаконных решений и злоупотребление служебным положением» как проявление «этического кризиса», «проблема связи глобализации и коррупции»[2]. В связи с этим особое значение для теории государства и права приобретают вопросы, связанные с:

-      моральными качествами государственных служащих (Й. Фогараши, Д. Кои, С.Д. Ленч, С.И. Ленч, Д. Гуйяш и др.);

-      обоснованием этики государственных служащих (Д. Гуйяш, Э. Глор);

-      повышением уровня нравственности государственных служащих (В. Пуджас, М. Родес и др.);

-      этикой руководящих работников (Ю. Лорзе, Й. Фогарашии др.)

-      разработкой Кодексов государственной службы (Э. Глор, Й. Фогарашии, Д. Кои и др.).

Анализ российского и мирового опыта в аспекте данной темы показывает, что повышение нравственности государственных служащих начинается со стремления привить высокие моральные нормы, принятия кодексов чести, вслед за чем, разрабатываются законодательные акты, регламентирующие различные стороны деятельности государственных служащих. Наиболее ярким примером в данном случае может выступить США. Американцы придают большое значение проблеме этике государственных служащих. Впервые Кодекс этики правительственной службы[3] появился в 1958 г. в форме резолюции Конгресса. Каждое лицо, находящееся на службе, согласно Кодексу, должно соблюдать следующие правила: 1) предан высшим принципам и государству ставить выше преданности лицам, партии или государственным органам; 2) поддерживать Конституцию, законы и постановления Соединенных Штатов и всех органов власти и никогда не поддерживать тех, кто уклоняется от их исполнения; 3) работать весь трудовой день за дневную плату, прилагая необходимые усилия и мысли для выполнения своих обязанностей; 4) стараться находить и принимать наиболее эффективные и экономичные способы решения поставленных задач; 5) никогда не осуществлять дискриминацию путем предоставления кому-либо специальных благ или привилегий как вознаграждение, так и без него и никогда не принимать для себя либо для своей семьи благ или подарков при обстоятельствах, которые могут быть истолкованы как воздействие на исполнение служебных обязанностей; 6) не давать никаких обещаний, касающихся должностных обязанностей, поскольку государственный служащий не может выступать как частное лицо, когда дело касается государственной должности; 7) не вступать ни прямо, ни косвенно в коммерческие отношения с правительством, если это противоречит добросовестному исполнению должностных обязанностей; 8) никогда не использовать конфиденциально полученную информацию для извлечения личной выгоды; 9) вскрывать случаи коррупции при их обнаружении; 10) соблюдать эти принципы, сознавая, что государственная должность является выражением общественного доверия. Кодекс получил рекомендательный статус: законодатели, приняв в обеих палатах резолюцию, рекомендовали себе и служащим аппарата впредь придерживаться заложенных в нем стандартов поведения.

При Кеннеди была учреждена президентская консультативная комиссия по вопросам этики и разрешения «конфликтов интересов», под которыми понимаются столкновения личных интересов должностного лица и государства. В 1978 г. был принят Закон об этике служащих государственных органов. С конца 80-х г.г. ХХ в. этические начала государственной жизни становятся объектом жесткого социального контроля и регламентации, в том числе и на законодательном уровне. Признано, что жизнеспособность и легитимность политической системы страны во многом зависят от того, насколько государственные институты и высшие должностные лица отвечают господствующим в обществе ценностям и идеалам, а их поведение соответствует нормам общественной морали. В ноябре 1989 г. был принят новый Закон о реформе этических норм. В октябре 1990 г. Закон был подкреплен исполнительным указом Президента «Принципы поведения должностных лиц и служащих государственного аппарата». Их соблюдение контролирует Управление по делам правительственной этики. Его функции носят консультативно-иформационный характер. Основные цели – поддержание высоких стандартов в среде федеральных служащих, предотвращение и разрешение возникающих конфликтов интересов, укрепление общественного доверия по отношению к правительственному аппарату. Что касается обучения, по данным Управления, каждый год «этическое обучение» проходит от 400 до 600 тыс. федеральных служащих[4].

Большое значение этическому регулированию деятельности государственной службы придается в Англии. Поведение рядовых служащих британского государственного аппарата регулируется Кодексом государственной гражданской службы. Деятельность высших должностных лиц государства регулируется Кодексом министра. В 90-е гг. ХХ в. он пришел на смену «Вопросам процедуры для министров», вобрав в себя инструкции ряда премьер-министров в широком спектре ситуаций, представляя собой нечто вроде «свода правил» на разные случаи. Впервые Кодекс был издан для всеобщего сведения в 1992 г. Лейбористское издание Кодекса, выпущенное в 1997 г., содержит помимо ряда дополнений еще одно существенное новшество – личное краткое предисловие премьера Т. Блэра. «Принимая данный Кодекс, я хотел бы подтвердить свою твердую решимость между британским народом и его правительством. Все мы пришли для того, чтобы служить честно и в интересах тех, кто доверил нам наши посты. Я ожидаю от всех министров, что они будут работать в соответствии с буквой и духом данного Кодекса, …исполнять свои официальные обязанности в соответствии с самыми высокими стандартами благопристойности. Я решил опубликовать этот документ потому, что открытость – жизненно важный элемент хорошего, ответственного правительства. Я думаю, что мы должны иметь абсолютно ясное понимание того, как министры должны отчитываться перед Парламентом и гражданами и контролироваться ими… Я с удовольствием рекомендую данный Кодекс всем своим коллегам-министрам»[5].


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное