+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Правовое обеспечение реформ в образовании: концептуальные проблемы защиты прав субъектов образовательной деятельности - С.В. Куров

Дата: 08.09.2011    Автор: С.В. Куров

     Образование как социальное явление, определенная сфера жизнедеятельности людей, система сложившихся социальных связей, область схождения, переплетения довольно разнородных общественных отношений представляет собой своеобразный особенный феномен. Место, роль, функции образования в формировании личного и общественного сознания, установлении коммуникационной основы взаимодействия участников социума, собственно его создании обуславливает приоритетный характер рассмотрения образования в качестве социальной ценности. Одновременно образование выступает как один из видов экономических ресурсов, как средство экономического саморазвития, развития государства и общества. Функция образования и подготовки кадров выражается в том, чтобы вооружить людей способностью активно участвовать в формировании  национального и личного богатства. Особенность образования заключается в том, что это область соединения (и противопоставления, столкновения) индивидуальных, частных и государственных, общественных, в целом публичных, интересов, социально полезной (как ценности) и экономической функции, управления и самоуправления (организации и самоорганизации).

Область образования представляет собой совокупность разнородных общественных отношений: педагогических, связанных непосредственно с педагогическим, образовательным процессом, имущественных, регулируемых гражданским, налоговым, бюджетным правом, конституционных, административно-правовых, семейных, трудовых, т.п. Тем самым обуславливается множественность субъектов образования.

Неоднозначным является само понятие образования: это и процесс, и результат, система, социальное явление, сфера общественных отношений.

Современное состояние реализуемых в образовании конституционных прав и свобод человека и гражданина, иных участников образовательных правоотношений характеризуется их явной и скрытой трансформацией, вплоть до препятствия к осуществлению, нарушение соответствующих предоставленных Конституцией Российской Федерации и законодательство субъективных прав.

Среди основных факторов, влияющих как на юридическое закрепление прав субъектов образования, так и на их реализацию следует назвать: чрезмерное влияние экономической власти, проявляющиеся, в частности в его коммерциализации; игнорирование смены целевой парадигмы в постиндустриальном обществе – от преследующей экономические цели к социальным целям, предполагающим приоритет человека, его знаний; столкновение в итоге представлений об образовании как социальной ценности и экономического ресурса; противопоставление (не всегда корректное) личных, частных, государственных, общественных интересов; отсутствие должной законодательной основы защиты прав субъектов образовательной деятельности.

Практическая разработка и применение, исполнение четких правовых норм, составляющих юридическую основу защиты субъективных прав, затруднены и вследствие весьма слабой научной и методологической базы исследования проблем защиты прав субъектов образовательной деятельности.

Вместе с тем, учитывая, что область образования есть сфера представления и реализации многих конституционных прав и свобод, а по замечанию судьи Конституционного Суда РФ Г.А. Гаджиева, учение о способах защиты конституционных прав ещё не создано[1], то формирование, исследование принципов, методов, средств, механизма защиты прав субъектов образовательной деятельности, необходимо признать весьма актуальным и необходимым.

В наиболее общем виде проблемы защиты прав субъектов образования в научном аспекте могут быть сформулированы следующим образом.

  1. Выявление содержания понятия защиты субъективных прав участников области образования и уяснения их конституционно-правовой сущности. Защита понимается как во-первых совокупность правовых норм  (в смысле охраны), обеспечивающих и реализующих правоохранительную функцию, во-вторых, как деятельность по устранению препятствий на пути осуществления субъективных прав, в-третьих, как предусмотренные законом меры охраны прав, применяемые в случае их нарушения или реальной угрозы такого нарушения; в-четвертых, как состояние субъективного права, при котором происходит его восстановление, либо устранение препятствий для его реализации, либо возмещение ущерба, причиняемого праву.
  2. Раскрытие и исследование защиты субъективного права как совокупности правомочий, которыми наделяется лицо, защищающее свое право. К таким правомочиям, в соответствии с Конституцией РФ, следует отнести восстановление положения, существовавшего до нарушения права, возмещение государством вреда; устранение препятствий для реализации конституционного права, в частности неприменение нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.
  3. Установление и исследование, с учётом особенностей отдельных групп правоотношений – гражданских, педагогических административно-правовых, конституционных, налоговых и прочих субъектов конкретных правоотношений, способов, форм защиты.

Анализ правоотношений, в которых участвуют субъекты образовательных правоотношений  (в области образования), показывает их сложный комплексный характер, что влечет и комплексность средств правовой защиты субъектов этих правоотношений. Сложность проявляется: в столкновении, противоречивости  интересов – частных и публичных (общественных, государственных); в разделении, дифференциации, упорядоченности способов из целостной, единой системы правоотношений, в силу их тесной взаимосвязанности. Одним из примеров такой взаимосвязи может служить защита права обучающегося на получение образования надлежащего качества в случаях низкого уровня образовательного процесса вследствие недостаточной квалификации педагогических работников из-за недостаточности финансовых средств у образовательного учреждения (или по другой причине организационно-управленческого характера) обеспечить обучение кадрами соответствующей квалификации, стажа работы и т.п.


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное