+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Проблемы правового обеспечения бюджетной реформы - Селюков А.Д.

Дата: 12.09.2011    Автор: А.Д. Селюков

   Проведение в стране бюджетной реформы вытекает из необходимости реализации политики по разграничению полномочий между уровнями публичной власти, а также в связи с реформами в социальной и административной сферах.

   Социальная реформа реализуется в так называемой «монетизации» социальных льгот и направлена на отмену многих социальных льгот, которые заменяются денежными выплатами или вообще отменяются. Общий объем отменяемых или сокращаемых обязательств государства, по данным Министерства финансов РФ, составит 1,8 триллионов рублей, что равно 25,5 процентов от всех установленных законодательством льгот.[1] Вместе с отменой социальных льгот планируется отмена режима минимальной заработной платы, единых тарифов по заработной плате работникам бюджетной сферы. По мнению М. Задорнова, реформа предполагает «полный демонтаж всего законодательства, которое связано с правами граждан и социальными льготами».[2]

   Подобная ревизия социальных льгот непосредственно затрагивает наши представления о сущности российского государства. Реформа по монетизации социальных льгот, в конечном счете, предполагает отмену единой социальной политики в социальной сфере, в результате чего граждане разных субъектов РФ окажутся в неравных социальных условиях. Учитывая, что в стране всего 10 субъектов РФ – доноры, нетрудно предположить, что жизнь населения в остальных субъектах РФ ухудшится.

   Монетизация социальных льгот приведет не только к замене «натуральных» льгот на их денежный эквивалент, но и к значительному увеличению расходов для региональных и местных бюджетов. Так, дополнительные расходы на выплату закрепленных за бюджетами субъектов РФ части социальных льгот составит около 250 миллиардов рублей, которые не обеспечены в настоящий момент никакими доходами. Поскольку Минфин РФ делиться с региональными бюджетами своими профицитными доходами не намерен, то, по словам А. Кудрина, планируется снять имеющиеся ограничения по займам у международных финансовых структур. С этой цель Всемирный банк уже провел аудит 36 бюджетов субъектов РФ. Планируется провести проверку всех остальных региональных бюджетов. При этом Всемирный банк оставляет за собой право не предоставлять некоторым субъектам РФ займы.[3]

    Такое решение межбюджетных проблем без учета сбалансированности бюджетной системы по вертикали может привести только к одному – может повториться 1998 год для субъектов РФ, поскольку они вынуждены будут занимать все больше денег за рубежом. Неоправданное давление на субъекты РФ со стороны федеральных органов власти в виде закрепления за региональными  бюджетами необеспеченных доходными источниками расходных обязательств, в конечном счете, приведет к деформации конституционных федеральных начал, что грозит куда более худшими последствиями, чем те, что были.

    Административная реформа в финансовой сфере отразилась в виде новой системы субъектов финансовых правоотношений, более полной реализацией принципа системности в организационном обеспечении функционирования финансовой системы. В то же время в бюджетной сфере получило дополнительный толчок обострение проблемы в вопросе исполнения региональных и местных бюджетов силами федерального казначейства. Федеральный законодатель не желает замечать, что фактом распространения сферы деятельности федерального казначейства на нижестоящие бюджеты происходит подмена самих субъектов РФ и органов местного самоуправления в деле исполнения соответствующих бюджетов. Обеспечение финансовой дисциплины в субъектах РФ и муниципальных образованиях должно происходить не методом подмены соответствующих региональных и местных органов власти, а путем установления надлежащего прокурорского контроля за исполнением всех уровней законодательства, организации нормальной работы правоохранительных органов.

  К числу основных элементов бюджетной реформы относятся намеченные планы по изменению бюджетного процесса. Соответствующая «Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах» утверждена Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».[4] Основной целью проводимой реформы является ориентация бюджетной деятельности, прежде всего бюджетных расходов, на конечные результаты, что будет достигаться через оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы РФ.

Предполагается переход от сметного принципа формирования бюджета к целевому принципу. В этом случае бюджет в большей мере буде учитывать конкретные задачи общества. Для бюджетных целевых характеристик названы три цели: безопасность государства, улучшение качества жизни людей, создание потенциала для экономического развития страны. Техническим решением назван механизм по переводу бюджетного планирования на трехлетний цикл, с целью обеспечения устойчивого плана развития. Реформа призвана также расширить бюджетные полномочия и ответственность министерств как участников бюджетного процесса. С этой целью уже в бюджете на 2005 год запланировано более четкое распределение  средств между субъектами бюджетного планирования. Однако концептуальным недостатком бюджетной политики Министерства финансов РФ продолжает оставаться сохранение планируемого профицита и сознательное занижение объема доходов федерального бюджета при том, что нижестоящие бюджеты испытывают недостаток в доходах.  Профицит федерального бюджета за 2004 год должен достичь 587,4 млрд. рублей, что составляет 3,6 % ВВП.[5] На 2005 год объем профицита сократится и составит 278 миллиардов рублей, что составляет 1,5 % ВВП.

Концептуальным недостатком правового обеспечения бюджетной деятельности государства (равно, как и других ее видов) является недостаточный учет положений Конституции РФ, в которой определяются не просто отдельные признаки государства и формы организации общества, а содержатся основные показатели  комплексной модели развития общества.


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное