+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Роль средств массовой информации в формировании электорально-правовой культуры - Навальный С.В.

Дата: 29.07.2011    Автор: С.В. Навальный

Навальный С.В.,
докторант кафедры государственного
строительства и права
Роль средств массовой информации
в формировании электорально-правовой культуры

Электорально-правовая культура является составной частью российской правовой системы, исторически сформировавшейся научной категорией. Электорально-правовая культура представляет собой совокупность правовых норм, ценностей, институтов, методов и форм, функционирующих как в рамках избирательного процесса, так и в политико-правовом пространстве государства находящегося на пути демократических преобразований. Значительная роль в развитии электорально-правовой культуры принадлежит средствам массовой информации.

Следует отметить, что демократические преобразования, проводимые в стране непосредственно затронули проблему взаимоотношений СМИ и общества, потребовали по-новому взглянуть на их роль в государстве. Общеизвестно, что недостаточное обеспечение государственной власти и управления полной, достоверной и современной информацией затрудняет принятие обоснованных решений на самом высоком государственном уровне. Так неразвитость информационных отношений в сфере предпринимательства тормозит становление цивилизованного рынка, а отсутствие механизма включения информационного ресурса в хозяйственный оборот может привести к серьезным экономическим потерям. В свою очередь необеспеченность прав граждан на информацию в целом, манипулирование информацией в период избирательных кампаний вызывает неадекватную реакцию населения и в ряде случаев ведет к политической нестабильности в обществе.

Учитывая эти обстоятельства, современное государство стремится к известной степени развитости его внутренних и внешних коммуникаций, разнообразию информационных связей. Речь идет прежде всего, о слаженной работе всех структур государства, между которыми возможен обмен информацией. По сути дела сегодня СМИ являются одним из важнейших институтов современного общества, оказывающего достаточно сильное влияние на все сферы его жизни, включая право, политику, образование и др.

Согласно малого толкового словаря, информация представляет собой сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, которые воспринимаются и передаются человеком или специальными устройствами[1]. Информация – сообщение, разъяснение, представление, инструкция, справка[2]. Другими словами информация есть сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, в том числе знания как совокупность сведений, накопленных человечеством в процессе его эволюции[3]. В основе положений, содержащих характеристику понятия «информация» общим является получение различных сведений, в том числе и с помощью технических средств. Можно констатировать, что:

-      информация представляет собой совокупность сведений, необходимых для активного воздействия на развитие общественных отношений,

-      информация в большей степени набор специализированных данных, продуцируемых во все сферы деятельности общества,

-      информация есть необходимый резерв и ресурс политического социально-экономического развития общества.

Из практики повседневной жизни мы видим, что каждое явление общественной жизни, все процессы, протекающие в обществе, становление и развитие личности осуществляется с помощью информации. Ю.А. Шерковин отмечает, что с усложнением структуры внешнего мира, с ускорением происходящих в нем процессов, являющихся следствием роста цивилизации, человек все больше зависит от информации[4]. При этом необходимо отметить, что социальная информация относится к высшему типу информации: она возникает на основе общественной практики, в полной мере подчиняется ее задачам и, будучи сознательно усвоенной людьми, в конечном счете, обеспечивает социальную эволюцию, неуклонный и динамичный прогресс человечества[5]. Информационные процессы на каком бы уровне они не совершались в основе своей имеют триединое основание: источник информации, аудиторию, воспринимающую эту информацию, и как производное – эффект от передачи сообщения. Результаты передачи информации, их понимание и восприятие в значительной степени определяются уровнем знаний тех, на кого они направлены и собственно содержанием этой информации.

Наличие в государстве информации, информационных потоков приводит в целом к созданию информационных ресурсов, под которыми следует понимать отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других информационных системах)[6].

Следствием развития этого процесса следует считать необходимость управления информационными ресурсами со стороны государства. Как показывает практика, оно может осуществляться в разных формах и в том числе в подготовке законодательных актов, направленных на упорядочивание общественных отношений в этой сфере, разработку концепций, осуществление стратегии и планирования. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы, во-первых, данное управление могло обеспечить сохранение целостности, обогащение и развитие информационных ресурсов. Во-вторых, выступало как совокупность организационно оформленных образований, осуществление которых позволит оказывать воздействие не индивидов, социальные группы, политические, экономические и другие институты общества. В-третьих, чтобы управление информационными ресурсами могло упорядочить взаимодействие между индивидуальными, групповыми и общими интересами субъектов для их совместной реализации. В-четвертых, чтобы управление было строго социальным, т. е. способным регулировать социальные отношения, определяющим положение и роль человека и гражданина в обществе, направленность их интересов, деятельности, ее содержание и интенсивность. В-пятых, чтобы управление информационными ресурсами воздействовало на общественные отношения, с целью обеспечения и согласования многообразных интересов индивидов (территориальных, национальных, коллективных и др.). Печатные материалы сегодня распространяются техническими средствами – массовыми коммуникациями.

Массовые коммуникации представляют собой системное распространение сообщений (через радио, телевидение, кино, аудио и видеозапись, ИНТЕРНЕТ) среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное