+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Состояние и проблемы повышения эффективности кадровой политики Курской области - Севрюкова Г.А.

Дата: 12.09.2011    Автор: Г.А. Севрюкова

     Интенсивное развитие общественно-экономических отношений в России, связанное с переходом от социалистического государственного строя к демократическому, привело к  кардинальным структурным изменениям системы управления, как в стране, так и в Курской области. Ленинский принцип «кухарка может управлять государством» в современных условиях работать не может. Для эффективного управления требуется специально подготовленные квалифицированные кадры чиновники так называемой новой волны. Как правило, это человек средних лет, обладающий развитыми организационными качествами, навыками в области управления и что не мало важно специальным образованием, причем чем более оно специализировано, тем лучше.

     Однако реалии в российской и курской действительности показывают, что таких «новых управленцев» в органах государственной и муниципальной власти меньшинство. Так, из 25 тысяч муниципальных служащих Центрально-Черноземного ре­гиона лишь 69% имеют профессиональное высшее образование, из них 5,3% управленческого профиля. Из 512 глав муниципальных образований Курской области высшее образование имеют 271 человек, что составля­ет 53,1%, среднее специальное образование имеют 208 руководи­телей (40,8%) и 31 (6,1%) имеют среднее образование. И только десять глав муниципальных образований из 31 учатся в высших учебных заве­дениях. Среди руководителей муниципальных образований Большесол-датского района (83,3%), Курчатовского района (75%), Обоянского района (70%), в остальных районах этот показатель меньше среднестатистичес­кого по Центрально-Черноземному региону. Наиболее низкий уровень высшего образования у глав руково­дителей, муниципальных образований Глушковского района-37,5%, Со­ветского района - 36,8%, Солнцевского района - 35,3%. Заметим, что речь здесь ведется об образовании вообще, а не о специальной подготовке в области управления.

     По этим показате­лям можно судить и об эффективности муниципальной службы, и о реше­нии проблем муниципального образования, и об остроте проблемы про­фессиональной подготовки работников муниципального уровня.

     Средний возраст руководителей муниципалитетов составляет 45,7 лет, в том числе: до 30 лет - 8 человек, или 1,5%, от 31 года до 50 лет -353 человека или 69,2% и старше 50 лет -149 человек или 29,3%, 21 руководитель муници­пальных образований имеет возраст старше 60 лет. Наиболее молодой состав руководителей муниципальных образо­ваний в Большесолдатском, Горшеченском и Медвенском районах, их средний возраст составляет от 40 до 43 лет, а в Советском районе сред­ний возраст глав муниципальных образований превысил 50 лет. Такая тенденция в возрастном составе органов местного самоуправления про­слеживается и в соседней с нами Белгородской области, где превалирую­щей возрастной категорией является возраст от 31 до 50 лет (81%), от 51 года до 60 лет -18%, до 30 лет -1%.

     Преобладание управленцев 40-60 лет, которые, как правило, еще не освободились от влияния старой командно-административной системы советских времен, в силу своих психологических особенностей, либо нежелания принимать новые  общественные отношения,  приводят к снижению эффективности управления, как на местном, так и на областном уровне в целом, потому как в областной администрации ситуация с кадрами примерно такая же. В ряде случаев наблюдается утрата чувства ответственности руково­дителей различных рангов за положение дел в экономике, обеспечение законности и правопорядка. Не все руководители органов местного самоуправ­ления в полной мере владеют кадровой ситуацией на своих территориях, своевременно и качественно влияют на устранение негативных тенден­ции, допускают поспешность в решении кадровых вопросов. Рекрутация управленческой элиты, как правило, проходит при значительном влиянии клановости и связей, так, что молодым энергичным управленцам часто трудно пробиться в довольно узкую «чиновничью касту», что ведет к ее закостенелости и излишней консервативности.

     Решение указанных проблем ставит перед государством ряд важных задач. Во-первых, следует повысить образовательный уровень уже работающих чиновников. Для чего уже существует соответствующая нормативная база.

     Стратегия подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих на современном этапе базируется на положениях Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», соответствующих Указах Президента и постановлениях  Правительства Российской Федерации.

     На основании постановления Губернатора Курской области от 28.05.2001 № 472 "О государственных служащих государственной службы курской области в 2001-2002 учебном году», администрация Курской области в вопросах обучения, подготовки, переподготовки государственных и муниципальных служащих осуществ­ляет взаимодействие с Курским филиалом Орловской региональной академии государственной службы в системе при Президенте Российской Фе­дерации.

     Во-вторых, надлежит изменить нормативно-правовую базу, и к управлению привлекать специально подготовленные кадры. Начинать следует с высших эшелонов власти области. Так, по Закону РФ «О статусе судей», судьей может стать (помимо других требований) только человек, имеющий соответствующее образование. А ведь чиновнику любого уровня требуется принимать решения не менее важные, чем судье, а базовой образовательной подготовки часто не хватает. Но ни в одном законе о выборах, в исполнительные и в представительные органы государственной власти, как Российской Федерации, так и ее субъектов не устанавливается так называемый «образовательный ценз».


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное