+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Тактические операции, применяемые для розыска угнанного и похищенного автотранспорта и лиц, их совершивших - Викторенков Д.В.

Дата: 25.07.2011    Автор: Д.В. Викторенков

Д.В. Викторенков,

адъюнкт Московского университета МВД России

ТАКТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ РОЗЫСКА
УГНАННОГО И ПОХИЩЕННОГО АВТОТРАНСПОРТА
И ЛИЦ, ИХ СОВЕРШИВШИХ

Борьба с преступными посягательствами на автотранспортные средства представляет собой одну из наиболее сложных проблем, стоящих перед правоохранительными органами. Низкая эффективность деятельности органов внутренних дел по розыску угнанного или похищенного автотранспорта и лиц, их совершивших, говорит о том, что ее уровень невысок. Необходимо учитывать большую латентность и скрываемость от учета этих преступлений. Фактически их количество в десять раз превышает уровень официальной уголовной статистики. На состояние регистрационной дисциплины влияет множество факторов. При регистрации преступлений в сфере автобизнеса к их числу можно отнести: несообщение граждан о совершении угонов и краж автомобилей, сокрытие преступлений от учета.

В результате произведенных исследований мною были выявлены следующие мотивы несообщения о преступлениях данного вида:

- отсутствие доверия правоохранительным органам (отсутствие доказательств, милиция плохо борется с преступностью, не хочется связываться с милицией из-за сложности процедур и т.п.);

- возможность защитить свои интересы в альтернативных уголовному правосудию формах, в частности, прибегнув к «помощи» организованных преступных группировок;

- мотивы личностно-ситуативного характера (опасение мести преступников, нежелание огласки факта по корыстным соображениям).

Сокрытие преступлений в сфере автобизнеса органами внутренних дел (далее – ОВД) обусловлено субъективными и объективными причинами. К числу субъективных относится создание мнимой плодотворной работоспособности (уменьшение количества нераскрытых преступлений за счет их укрытия). Отмечена значимость и таких обстоятельств, как слабое материально-техническое обеспечение милиции, низкая заработная плата сотрудников и другие явления социально-бытового порядка.

К объективным обстоятельствам относится недостаточная штатная численность милиции, качественный и количественный некомплект. Естественно, что данные причины латентности являются причинами низкой информированности ОВД об угонах, кражах автотранспорта и лицах их совершивших, и как следствие низкой эффективности их деятельности. Помочь решению данной проблемы может совершенствование тактики деятельности ОВД в предупреждении и раскрытии преступлений в сфере автобизнеса, включив в нее такие элементы как: улучшение контактов милиции с населением, своевременная регистрация угнанных и похищенных автомобилей, своевременное реагирование на сообщения о происшествиях. Сложность сохранности транспорта, требует новых тактических форм борьбы с кражами и угонами автомобилей, в которых комплекс мероприятий был бы обязательным и контролируемым. Одной из форм могут быть тактические операции. Существенная помеха результативной деятельности ОВД в этой сфере: наличие в Уголовном кодексе Российской Федерации 2-х разных статей, квалифицирующих практически одно и тоже преступление - ст. 158 УК РФ предусматривающая уголовную ответственность за кражу (хищение) и ст. 166 УК РФ угон автомашины без цели хищения. Задержанному в похищенной автомашине преступнику, достаточно заявить, что намерений похитить ее не было, а хотелось покататься и оставить, чтобы его действия квалифицировались как угон. Это влечет за собой в соответствии с судебной практикой наказание в виде исправительных работ или же штрафа, и лишь в исключительных случаях - лишение свободы сроком до одного года.

Деятельность организованных преступных групп разоблачается лишь в результате проведения долговременных оперативных разработок. В связи с этим особое значение приобретает взаимодействие следователей и оперативных работников на стадии реализации оперативных материалов и возбуждении уголовного дела. Угоны и кражи автотранспорта совершаются, как правило, организованными преступными группами, поэтому усложняются задачи по сбору и закреплению доказательств и принятию мер к их сохранности, эффективно это могут выполнять только оперативные аппараты. Проблема такого взаимодействия существует всегда. Однако существующие сегодня организационно-тактические формы в виде создания совместных оперативных групп, составления планов совместных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий не решают проблемы. В борьбе с данным видом автобизнеса поможет включении в такое взаимодействие элементов тактических операций по розыску угнанного и похищенного транспорта и лиц, их совершивших, что предполагает наработку определенной научно-методической базы, соответствующее планирование и контроль.

Количество транспортных единиц постоянно возрастает, только в городе Москве автопарк ежегодно увеличивается на 250 тыс. единиц, можно предположить, что преступные посягательства на автотранспорт сохраняет высокий уровень.

Одна из специфических черт рассматриваемых преступлений, является то, что они совершаются преимущественно организованными преступными группами. Степень организованности преступной группы, специализирующейся на хищении автотранспорта, велика. Обязанности между членами данных групп распределяются следующим образом: одни члены непосредственное завладевают транспортным средством, другие - прикрывают похитителей в момент следования на похищенном автомобиле, третьи – осуществляют сокрытие транспортных средств в гаражах, на стоянках и др.; уничтожают или изменяют номера на кузове, двигателе и других номерных агрегатах автомобиля, разукомплектуют и разбирают транспортное средство, изготовляют поддельные документы (ПТС, свидетельства о регистрации, справки-счета на его покупку, доверенности), обеспечивают реализацию транспортного средства (с помощью коррумпированных сотрудников милиции, занимающихся регистрацией автомобилей), перегоняют автомобиль к месту реализации и осуществляют сбыт легализованного автомобиля. Документирование организованности группы подразумевает выявление ее руководителей и добывание доказательств их вины.


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное