+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Б.Н. Чичерин, проблемы консерватизма и либерализма.

Дата: 04.10.2011    Автор: Е.Н. Косинова

Вопрос о консерватизме заметно актуализировался в последние годы. Постепенно уходит в прошлое представление о нем как о «реакции», но до сих пор и в литературе, и особенно в массовом сознании сохраняются старые воззрения. Отметим, что наиболее успешно изучается западный консерватизм, чего нельзя сказать об отечественном. Вряд ли это случайно. Большое и чаще всего позитивное влияние консерватизма в наиболее развитых странах – несомненный факт, который учитывается современными исследователями.

 

Иначе обстоит дело с русским консерватизмом. Во-первых, сказывается многолетнее предвзятое отношение к нему, не только идущее от советской эпохи, но и уходящее в дооктябрьский период. Неприязненное отношение к консерватизму было широко распространено среди интеллигенции XIX – нач. XX в.в. Во-вторых, очередная глобальная перестройка страны сопровождается неизбежным в этом случае стремлением разрушить существующие традиции. Отсюда и соответствующее отношение к консерватизму, в основе которого лежит традиционализм. Однако, преуспев в разрушении, преобразователи оказались несостоятельны в, а последнюю без осмысления традиций невозможно сформулировать. Как видим, научная и общественная значимость исследования консерватизма очевидна. Бесспорна и необходимость изучения «золотого фонда» русской общественно-политической мысли.

 

Одним из крупнейших представителей последней был ученый с мировым именем, видный общественно-политический деятель, убежденный консерватор Борис Николаевич Чичерин (1828-1904). Подчеркнем, что если до Б.Н. Чичерина русская политическая мысль была представлена публицистикой, сравнительно редко включавшей элементы науки, а также высказываниями политиков-практиков, то Б.Н. Чичерин первым в России превратил ее в науку, имевшую как теоретическое, так и практическое значение. Проблемы консерватизма Б.Н. Чичерин исследовал специально. В этой связи его воззрения по данному вопросу представляют особый интерес.

 

По Б.Н. Чичерину, консерваторы – это охранительная партия, которая «стоит на страже... власти, закона, религии, семейства, собственности. Эти вечные начала составляют для нее святыню... Она признает и свободу... Но... старается ввести ее в надлежащую колею, связать ее с высшими требованиями власти и закона. Она не противится и нововведениям, когда они подготовлены жизнью... Дальновидные консерваторы сами совершают необходимые преобразования, зная, что они этим упрочивают здание, которому без того грозит разрушение... Лишь в случае настоятельной потребности охранительная партия решается на... радикальные меры. Вообще же она предпочитает медленные и постепенные улучшения, избегая всякой ломки, щадя упроченные интересы. Даже при разложении известного общественного строя она дорожит всеми остатками прежнего порядка, которые сохраняют еще жизненную силу и могут принести пользу государству... Преждевременные... нововведения или такие, в которых не ощущается настоятельная нужда, встречают в ней самое сильное, иногда даже чрезмерное противодействие».

 

Характерной особенностью консерваторов, считает Б.Н. Чичерин, является то, что в своей политике они руководствуются не доктринами и учениями, а запросами жизни, историческими реалиями своего народа и никакая общественная теория не может лечь в основу охранительной системы. Консерватизм – гарант стабильности, в этом его главная сила. Огромное большинство народа инстинктивно держится за тот порядок вещей, к которому оно привыкло. Нужен страшный разлад и вопиющая несправедливость, чтобы толкнуть народ на выступление.

 

Однако чрезмерная склонность консерватизма к практицизму становится его слабостью. Теоретическое осмысление исторического и общественного процессов необходимо для выработки правильной политики. Пренебрежение этим грозит потерей общественного влияния. Думается, что последнее суждение ученого совершенно справедливо. Слепая приверженность даже к самой прекрасной теории в конечном итоге приводит к отрыву от реальной действительности и оборачивается бесплодным принесением в жертву идее миллионов жизней.

 

С другой стороны, сугубый практицизм в политике лишает возможности увидеть более отдаленную перспективу, которая со временем приобретет решающее значение. В отличие от консерваторов либералы, писал Б.Н. Чичерин, это партия прогресса, которая ратует прежде всего за свободу, за преобразования, но при этом не всегда считается с возможностями общества, с интересами многих людей и нередко вольно обращается с законами. Чрезмерная приверженность к свободе породила у них недооценку порядка, в силу чего они постоянно конфликтуют с властями и являются преимущественно оппозиционной партией. Когда же власть оказывается в их руках, они стремятся к немедленной реализации своих теорий, не считаясь с реальностью. Встретив же неизбежное сопротивление, либералы во имя свободы насилуют жизнь, превращаясь в бюрократов. Лишь долговременное пребывание во власти способствует осознанию ими государственных потребностей.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное