+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Функции государства и правовое обоснование налоговой поли-тики в государственно-правовых теориях XIX в. - И.Ю. Динес

Дата: 06.10.2011    Автор: И.Ю. Динес

В отечественной теории государства и права укоренился подход к функциям государства как к основным направлениям деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Это понятие отражает предназначение государства по отношению к обществу, где государство как правовая организация публичной политической власти выполняет эти функции по отношению к обществу[1].

 

В настоящее время часть авторов отличает функции государства от функций государственных органов. В частности, В.А. Четвернин подчеркивает, что у государства в целом не может быть функции сбора налогов, или фискальной функции и налогообложение и сбор налогов является задачей законодателя и функцией налоговых органов государства[2]. С.А.Комаров так же исключает механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов из понятия функции государства, так как, по его мнению, тем самым делается попытка свести функции государства в целом к функционированию государственного аппарата и подменить функционирование государства различными способами правового воздействия. Он ссылается на то обстоятельство, что в науке существует самостоятельное понятие, такое как правовые формы осуществления функций государства[3].

 

Однако уже в 60-е гг. ХХ в. в советской юридической науке получило широкое распространение представление о функциях государства как о предметно-политической характеристике содержания его деятельности[4]. Ряд авторов, и в частности, В.М. Манохин, под функциями государства понимают не «направление», а «части его деятельности», из которых слагается вся государственная работа, и подчеркивают, что представление о функциях государства дает практическая деятельность государственного аппарата[5]. Л.А.Морозова предлагает трактовку функций не только как направлений деятельности государства, но и как механизм государственного воздействия на общественные процессы, ссылаясь на то, что, выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством реформ, преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов[6].

 

Второй подход распространен и в ряде зарубежных юридических и политических теорий, в которых проблема функций государства сводиться к деятельности его отдельных органов с анализом законодательной, судебной, налоговой и других функций государства: организации защиты «общего блага», «всеобщего благоденствия», «охраны справедливости». Например, в работах Г.Кельзена при рассмотрении деятельности государства как «чисто юридического феномена», юридической корпорации, внимание уделяется лишь попыткам проведения различий между государством-корпорацией и другими сопредельными корпорациями. Государство, указывает Г.Кельзен, в работе «Общая теория права и государства», если рассматривать его как «чисто правовой феномен, как юридическое лицо», есть не что иное, как корпорация, однако, отличная от других корпораций[7].

 

Необходимо признать, что само разграничение функций государства и функций его органов достаточно условно, на что отчасти указывают и авторы первого подхода. Так, В.А. Четвернин, указывает, что социально-экономическая задача современного государства, заключается в перераспределении национального дохода и стимулировании экономического роста и экономическая политика государства осуществляется как стимулирующая бюджетная, кредитная и налоговая политика[8]. Следовательно, к функциям государства он причисляет налоговую, вслед за сторонниками либертарной теории государства и минимальных функций государства, содержание которой состоит в определении налоговой политики, в то время как налоговые функции государственных налоговых органов заключаются, по всей видимости, в практическом осуществлении налоговой функции государства.

 

Условность разграничения функций государства и функций государственных органов становиться очевидной и при обращении к различным историческим типам государства и доминирующим политико-правовым теориям различных исторических эпох.

 

Если для современного государства его налоговая функция заключается, прежде всего, в определении общих принципов построения налоговой системы, то для европейского государства XIII – XVII вв. ввиду ограниченности распространения такого явления как налог в качестве основного источника пополнения государственных доходов о налоговой функции вряд ли стоит говорить. Становление института налогов стало заметным фактором в государственном развитии европейских стран в XVIII – XIX вв. Поэтому ключевым вопросом налоговой политики европейского государства XIX в. был не столько обеспечение стабильного развития экономики посредством построения налоговой системы, сколько правовое обоснование налогов вообще. Причем, вопросы налогов были тесно связаны как с развитием доминирующих государственно-правовых доктрин, так и с изменением характера государства (исторического типа государства).

 

Так если научная политико-правовая мысль до XIX в. базировалась на естественно-правовой теории и теории общественного договора, что привело к становлению теории выгоды (или эквивалентов) в вопросе правового обоснования налогов. То, например, в Германии с наступлением XIX в. ощущается наступление эпохи романтизма, на почве которого вырастает органическая теория государства. В органической теории государство - это не только мануфактура, молочная ферма, страховая компания или коммерческое предприятие, в котором государство вынуждено прибегать к налогам, чтобы обеспечить необходимые издержки. Государство – это внутренняя связь общих физических и духовных потребностей, общего физического и духовного богатства, общей внутренней и внешней жизни одной нации в одной большой, энергичной и бесконечно движущейся живой общности[9]. Иными словами, государство в органической теории больше не состоит на службе у человека, а становится по отношению к нему более высокой и более ценной категорией, как писал Новалис, представитель так называемого Йенского кружка ранних романтиков, «большим индивидуумом, объединяющим все маленькие индивидуальности», «Makroanthropos»[10], подобным Богу[11].

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное