+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Правовые идеи нестяжателей и иосифлян в области государственно-церковных отношений - О.А. Гревцова

Дата: 19.09.2011    Автор: О.А. Гревцова

Сегодня и государство, и церковь сталкиваются с необходимостью решения большого количества вопросов, возникающих в области их взаимодействия. Однако на наш взгляд, адекватное правовое разрешение государственно-церковных проблем не может быть достигнуто без учета опыта предыдущих поколений. Так, правильное понимание споров между иосифлянами и нестяжателями, явившихся наиболее значительным событием в области государственно-конфессиональных отношений в России конца XV-сер. XVI в.в., поможет при определении роли церкви в современном российском государстве, границ вмешательства государства и церкви в дела друг друга.

 

Иосифляне (наиболее яркие представители - Иосиф Волоцкий, Геннадий Новгородский, митрополиты Даниил и Макарий, старец Филофей) и нестяжатели (Нил Сорский, Максим Грек, Вассиан Патрикеев, Феодосий Косой) были церковными деятелями, однако обсуждаемый ими круг вопросов выходил за рамки религиозных дискуссий, прямо затрагивая интересы не только церкви, но и российского государства. Некоторые представители данных течений находились в родственных, дружеских связях с влиятельными политическими деятелями, что, естественно, не могло не сказаться на развитии отношений государства и церкви. Можно выделить такие группы рассматриваемых ими проблем, как имущественные права церкви, право на свободу совести, решение которых нестяжатели и иосифляне находили, опираясь на различные концепции понимания места и роли церкви в государстве.

 

До XVI в. церковь обладала довольно широкими правами на приобретение имущества, движимого и недвижимого. В качестве субъектов права собственности на церковное имущество выступали как физические лица (высшее духовенство), так и институциональные образования (например, монастыри, приходы). Однако нельзя полностью согласиться с заслуженным профессором Императорского Московского университета А.С. Павловым, который в своем «Курсе церковного права», прочитанном им в 1900-1902 г.г., пишет, что русская церковь «до половины XVI в. пользовалась самым безграничным правом приобретения имуществ всякого рода»[1]. Действительно, церковь являлась крупным собственником, большинство исследователей указывают на то, что к XVI в. в собственности церкви находилась 1/3 часть земель страны. Золотоордынское иго практически не повлияло на церковь, она сохранила свои имущественные права. Более того, церковная собственность не отчуждалась и не делилась, церковные владения обладали судебным и податным иммунитетом. Однако само право приобретения имущества ограничивалось непосредственно государством, поскольку в большинстве случаев имущество, особенно земли, либо жаловалось государством, либо церковь использовала право заимки пустых земель, что оформлялось как жалование со стороны государства.

 

Данное обстоятельство обусловлено тем, что христианство было введено государством, государство учредило церковь, которая в момент своего появления в конце X в. находилась на содержании у государства, не обладала земельной собственностью. Позднее церковь начинает получать земли в дар. Первая жалованная грамота, которая дошла до нас, датирована 1130 г. «Из такого происхождения церковных имуществ возникли, между прочим, впоследствии притязания государства на церковные имущества и вмешательство его в права церкви», - полагал известный историк права М.Ф. Владимирский-Буданов[2]. Церкви также получали имущество в дар, и по завещанию со стороны частных лиц. Благочестивые люди дарили церкви земли с крестьянами, за что имя дарителя вписывалось в специальную книгу, и монахи за него молились в течение определенного времени, иногда «доколе святая обитель стоит», т.е., осуществлялось вечное поминовение. Помимо указанных, наиболее распространенных способов приобретения имущества, церковь как субъект гражданских правоотношений обладала правом покупки земли, приобретения права собственности на заложенное имущество, за которое истекли сроки уплаты. При вступлении лица в монастырь необходимо было сделать вклад - дар монастырю.

 

На наш взгляд, ошибочно мнение некоторых историков права о том, что государство не было заинтересовано в том, чтобы иметь рядом с собой мощную организацию - церковь, наоборот, обладание церковью различным имуществом долгое время не расценивалось государством как отрицательное явление. Во-первых, церковь идеологически сплачивала населения на базе православия, противодействовала идеологической экспансии иных государств. Во-вторых, решала многие социальные вопросы, в частности, осуществляла благотворительную деятельность, устраивала богадельни. Кроме того, в церковном ведении находилось осуществление судопроизводства по делам семейно-бытового характера. Монастыри всегда признавались центрами образования и культуры.

 

В XIV-XV в.в. в России происходил процесс образования централизованного государства, преодоления последствий вмешательства ханов Золотой Орды в управление государством. Как известно, «относительно слабое развитие социально-экономических основ централизации - торгово-ремесленных центров и поместного землевладения - заставляло московскую великокняжескую власть, возглавившую борьбу за объединение страны, использовать все средства чисто политического характера, привлекать к государственному строительству все слои господствующего класса. Одной из важнейших задач было овладение экономическим и политическим потенциалом церкви»[3]. Другими словами, до XVI в. государству самому было выгодно сосуществование и сотрудничество с сильной церковью. Тем не менее, по мере укрепления светской власти, вследствие необходимости обеспечивать землей дворян и бояр, участившихся случаев «неправедного» устроения церковного жительства, государство старалось внушить церкви мысль о том, что земли следует вернуть в государственный фонд. По мнению светских властей не пристало монахам, главная забота которых спасение души и служение Христу, стяжать земные богатства. В 1471 г. светская власть перешла к демонстрации силы: полки Ивана III захватили Новгород, была осуществлена секуляризация церковных земель.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное