+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Предпосылки формирования государственной службы в допетровскую эпоху - П.М. Морхат

Дата: 30.09.2011    Автор: П.М. Морхат

Исследователи государства и права (Т.Г. Архипова, Г.В. Мальцев, А.Ф. Ноздрачев, А.С. Сенин, М.Ф. Румянцева, и др.), как правило, начинают детально рассматривать историю государственной службы именно с петровской эпохи. Разделяя, в общем, мнение о том, что именно в результате петровских преобразований появилась государственная служба в ее современном понимании, однако отметим, что еще задолго до реформ Петра I в русском государстве начали проходить процессы, которые привели к появлению структур, явившихся прообразом государственной службы. Поэтому и более ранние, по сравнению с эпохой Петра I периоды истории нашей страны представляют определенный интерес для исследователей истории и теории государства и права.

 

Формирование Древнерусского государства относится к IX в.: именно в этот период произошло объединение новгородских и киевских земель под властью князя Олега. Понимание государства как «единой политической организации общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагающая для этого специальным аппаратом управления, издающая обязательные для всех веления и обладающая суверенитетом» делает очевидным тот факт, что его существование невозможно без лиц, которых мы сегодня именуем государственными служащими, поэтому формирование государства невозможно без наличия такого института как государственная служба. С появлением государства начинается выделяться особая группа людей, занимающихся деятельностью, направленной на защиту интересов государства и осуществляемой от лица государства. В разные исторические периоды эта деятельность имела различное содержание и регулировалась по-разному. Если на начальных стадиях существования служебных повинностей деятельность людей, поступивших на службу князю, регулировалась в основном традициями и моральными устоями, то со временем начинает создаваться и совершенствоваться законодательная база. Этот процесс продолжается и сегодня. Начавшаяся формироваться в IX в. (как уже было сказано) русская государственность не знала обязательной служебной повинности: лица поступали на службу князю добровольно и видели в этой службе средство самореализации.

 

В Древней Руси государственная служба была напрямую связана со службой военной и строилась на принципах вассалитета. Великий князь в Киевской Руси при решении государственных вопросов опирался, прежде всего, на свою дружину, представлявшую собой отряд вооруженных конников, которые всегда находились при князе. Дружинникам отводились наиболее почетные и ответственные должности, они участвовали в заседаниях совещательного органа при великом князе, впоследствии получившего название Боярская дума. Существовала и своеобразная дружинная идеология, зафиксированная, в частности, в «Слове о полку Игореве». Главные принципы этой идеологии следующие: князь обязан любить свою дружину, одаривать ее, устраивать пиры, символизирующие единение князя и дружины, кроме того, князь заботился о содержании, так называемом «кормлении», своей дружины. Дружинники, в свою очередь, должны стремиться своими подвигами прославлять князя и себе добиться чести. Как писал Д.С. Лихачев, «Показать мужество» свое и тем добыть себе «славы, чести, хвалы было основной заботой князя и его дружины». Не уронить свою честь, не упустить своего, не уронить «отней» и «дедней» славы, не потерять свою отчину и дедину, ревниво беречь свою дружинную репутацию – все это заслоняло перед князьями в XII-XIII вв. большие государственные темы. Под влиянием этих забот выработался кодекс дружинной морали, дружинных правил поведения, перед которым нередко тема родины отступала на задний план»[1]. Таким образом, общая ценностная ориентация морального сознания на сословно-престижные статусы привела к тому, что принцип сословной чести стал основным организующим моментом этого сознания. Как видим, в Киевской Руси отношения между князем и дружиной, между дружинниками регулируются нравственными нормами. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас летописные источники. Типичное описание «мужа достойного», князя дается в «Повести временных лет»: «А был Ростислав муж доблестный, воинственный, прекрасно сложен и красив лицом, и милостив к убогим». Характерны для своего времени те моральные мотивы, которые содержатся в советах Владимира Мономаха в «Поучении чадам»: следует «иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово господне...»; «Более всего гордости не имейте в сердце и в уме...»; «Старых чти, как отца, а молодых, как братьев»; «И более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол...»; «Больного проведайте, покойника проводите, ибо все мы смертны»; «Смерти... не боясь, ни войны, ни зверя, мужской долг пополняйте, как вам бог пошлет»[2]. В передовом для своего времени историческом документе подчеркиваются типичные «добродетели»: набожность, почитание старших, гостеприимство, соблюдение обычаев, храбрость на войне, охоте и т.д. В древнерусском общественном сознании раньше других появляются такие абстрактные категории как «честь» и «преданность» («верность»). Постепенно понятие чести превращается в главнейший, общий нравственный принцип, лежащий в основе всего кодекса правил поведения и этикета служилого сословия. В средневековье решающую роль в регулировании жизни общества играют традиции, нравы, обычаи. Однако не следует сбрасывать со счетов и регулятивную роль права[3]. Представления о праве охватывали упорядоченные отношения между людьми, они включали и положительную моральную оценку этих отношений. Право – основа и неотъемлемая часть миропорядка, благо, которое необходимо беречь и охранять[4].

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное