+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Справедливость как «интуитивное право» в теории Л.И. Петражицкого - Л.Ю. Головина

Дата: 05.10.2011    Автор: Л.Ю. Головина

Основные положения психологической теории понимания права были сформулированы Л.И. Петражицким в его труде «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». Центральным положением его учения было утверждение о том, что право относится к миру духовному. Основы правовых явлений он искал в психических переживаниях человека. Совокупность переживаний образует эмоциональную и правовую сферу личности.

 

По мнению Л.И. Петражицкого, эмоции играют роль главных и руководящих психических факторов приспособления к условиям жизни: побуждают к действию, вызывая физиологические и психические процессы, волевые действия. Он выделял императивно-атрибутивные и императивные переживания. Под императивно-атрибутивными переживаниями Л.И. Петражицкий понимал – эмоции по поводу того, что кто-то обязан совершить действие в пользу определенного лица, имеющего право получить, принять исполнение. Императивные эмоции от императивно-атрибутивных отличает исключительно императивная природа осознаваемого долга, то есть когда в представлениях человека отсутствует лицо, которое имеет право требования исполнения. Императивные эмоции образуют сферу нравственности, где присутствует лишь желательность исполнения нравственных норм и возникающих представлений о необходимости исполнения.

 

Императивно-атрибутивным переживаниям (правовым) свойственна атрибутивность правового долга – такое долженствование, по которому, то к чему лицо обязано, вместе с тем причитается другому лицу, как ему должное, придает этому сознанию особую мотивационную силу, и  непосредственно побуждает к соответствующему поведению обязанное лицо. Осознание обязанным лицом прав другого лица оказывает более сильное воздействие на его поведение, нежели простое осознание желательности исполнения долга, без наличия прав для другого лица.

 

По теории Л.И. Петражицкого к различным поступкам людей побуждают либо нравственные (императивные) переживания, либо правовые (императивно-атрибутивные). К нравственным поступкам человека побуждает состояние эмоционального понуждения к исполнению того, что он считаем своим долгом. Если эмоции имеют императивно-атрибутивный характер, то по сравнению с императивными переживаниями (осознанием нравственного долга), они вероятнее всего вызовут необходимое поведение. Для изучения природы права необходимо исследование императивно-атрибутивных эмоций, их соотношение и взаимозависимость и императивными эмоциями. Таким образом, методами познания права является изучение внутреннего мира человека, его переживаний в комплексе.

 

По мнению Л.И. Петражицкого право нужно искать не в законе или другом месте с физическими параметрами, а человеческой психике. Испытываемые человеком императивно-атрибутивные эмоции, представляют сферу интуитивного права, они своеобразны у каждого индивида и представляют собой внутреннюю справедливость. Справедливость есть явление духовной жизни, в этом ее реальность. Справедливость, установленная государством есть лишь шаблон дозволенного поведения для группы людей или неограниченной числом массы людей. Справедливость, как интуитивное право имеет индивидуально-изменчивый характер. Её содержание определяется индивидуальными условиями и обстоятельствами жизни каждого человека, его характером, воспитанием, образованием, социальным положением, профессиональными достижениями, личными знакомствами. Возможна общность интуитивного права в какой-то части для определенных групп: детей, женщин, сотрудников одного предприятия. Однако, принципиально справедливость остается особенным, исключительным, индивидуально-разнообразным по содержанию явлением для отдельного человека. Потому совокупностей интуитивно-правовых убеждений столько, сколько индивидов.

 

Исследуя природу справедливости, Л.И. Петражицкий полемизировал с моралистами, полагавшими, что справедливость и свойственные ощущению справедливости переживания, относятся к разряду нравственных явлений. Однако, именно потому, что переживания связанные с реализацией внутренней справедливости – интуитивного права, имеют природу интуитивно-атрибутивных эмоций, их следует относить к праву, но не к этике, нравственности и не морали. Моральным нормам свойственно чисто императивное долженствование, когда отсутствует лицо, управомоченное требовать исполнение. Таким образом, под правом следует понимать совокупность правовых убеждений, представлений о должном поведении человека – интуитивное право.

 

Права, по мнению Л.И. Петражицкого, представляют собой особого рода обязанности с точки зрения активной этической мотивации, свойственной интуитивно-атрибутивной психике – под ней Л.И. Петражицкий понимал «область души», в которой человек переживает эмоции интуитивного права. То есть по теории Л.И. Петражицкого императивно-атрибутивные эмоции переживаются «интуитивно-атрибутивной психикой». В противоположность активной мотивации, пассивная этическая мотивация представляет собой свойство психики, которое в процессе переживания императивно-атрибутивных эмоций сообщает сознанию человека дополнительные стимулы. Он считал, что обязанности основываются на эмоциях и представлениях о надлежащем поведении.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное