+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Сравнительный анализ историософских взглядов Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева - А.С. Киселев

Дата: 06.10.2011    Автор: А.С. Киселев

В истории отечественной и мировой общественной мысли имена Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева занимают весьма заметное место. Их воззрения способствовали развитию не только отечественной, но и зарубежной философской мысли. К их последователям относятся О. Шпенглер, А. Тойнби, Л. Гумилев, «евразийцы», «неославянофилы» первой четверти XX в. – «серебряного века» русской культуры – и другие мыслители. К их взглядам обращаются и поныне, черпая ценные идеи из их богатого по содержанию творческого наследия.

 

Временем формирования и развития взглядов двух замечательных отечественных мыслителей является середина и вторая половина XIX в. – наиболее плодотворный период «золотого века» русской культуры.

 

Начиная с середины XIX в. в России формировались условия для развития общественной мысли, национального самосознания, исторической науки и периодической печати разной идейной и политической направленности. Россия стала осознавать себя хотя и молодой, но крупной и могущественной державой. После крестьянской и других реформ 60-х гг. XIX в. произошло резкое обострение споров о судьбе России. Если раньше эти споры были в большей степени обращены в прошлое, в поиск особенностей судьбы России, как чего-то божественно-предопределенного, то теперь акцент стал смещаться в сторону выбора исторического пути России, альтернатив развития.

 

С одной стороны, в этих спорах продолжали присутствовать извечные факторы, связанные с «месторазвитием» России, ее геополитическим положением между Западом и Востоком. С другой – спор осложнился и обогатился проблемами экономическими, национальными, культурологическими, этнографическими и т. д., связанными с развитием соответствующих наук.

 

В середине 60-х гг. XIX в. обстановку в общественной среде значительно обострило унизительное поражение России в Крымской войне (1853–1856 гг.). Встает вопрос о существовании России как независимой державы. Общественностью осознается острая необходимость экономических и политических перемен. Надежды на грядущее социально-экономическое процветание и духовное возрождение России объединяют всех мыслящих людей того времени.

 

Откликом на сложившуюся ситуацию явились идеи Н.Я. Данилевского (изложенные в книге «Россия и Европа») и К.Н. Леонтьева (особенно его работа «Восток, Россия и славянство»). В них были изложены взгляды на ход всемирной истории, содержание мирового культурно-исторического процесса, место и значение в нем славянства и, в особенности, России.

 

Анализ взглядов двух отечественных философов – Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева – показывает как схожесть воззрений, так и некоторые различия, как общность ряда положений и целей, так и отличия в путях их осуществления.

 

Тема идейных взаимоотношений двух великих мыслителей, к сожалению, не может не трактоваться довольно односторонне. Дело в том, что мы знаем только взгляд одной стороны – взгляд Леонтьева на Данилевского, высказывания же последнего о первом до нас либо не дошли, либо их вовсе не было. Во всяком случае, в опубликованных сочинениях и письмах Данилевского Леонтьев ни разу не упоминается. Таким образом, мы лишены возможности рассматривать диалог двух мыслителей, нам доступен монолог одного о другом. Тем не менее попытаемся провести сравнительный анализ идей двух философов.

 

Первое известное упоминание Леонтьева о Данилевском содержится в его письме Страхову от 12 марта 1870 г. Оно представляет собой реакцию на книгу «Россия и Европа»: «Статья Данилевского превосходна; я ее прочел раза три и еще буду читать… Главная заслуга Данилевского… что он первый в печати смело поставил своеобразие культуры как цель»[1].

 

Леонтьев подчеркивает, что еще в начале 1870-х г.. «был учеником и ревностным последователем нашего столь замечательного и (увы!) до сих пор одиноко стоящего мыслителя Н.Я. Данилевского, который в своей книге «Россия и Европа» сделал такой великий шаг на пути русской науки и русского самосознания, обосновавши так твердо и ясно теорию смены культурных типов в истории человечества»[2].

 

Вместе с тем, здесь же имеют место и критика по отношению к Данилевскому, так как он, по мнению Леонтьева, «слишком верит в славян, слишком исключительно надеется на них, а на самом деле, все славяне, южные и западные, именно в этом, столь дорогом для меня культурно-оригинальном смысле, суть для нас, русских, ничто иное, как неизбежное политическое зло, ибо народы эти до сих пор в лице интеллигенции своей ничего, кроме самой пошлой и откровенной буржуазии, миру не дают»[3]. Затем, в статье «Русские, греки и юго-славяне» Леонтьев объявляет «освобождение славян и политическое сближение их с Россией… лишь средством для создания своей, не похожей на западную, цивилизации»[4].

 

В 1888 году Леонтьев помещает в «Гражданине» серию статей под общим заголовком «Владимир Соловьев против Данилевского», в которых выступает в защиту автора «России и Европы». Причины яростных нападок В. Соловьева на учение Данилевского вытекают, как считал Леонтьев, из его католических симпатий.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное