Становление конституционной юстиции и развитие системы защиты прав и свобод человека и гражданина в государствах Центральной и Восточной Европы - Р.К. Сванидзе

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Становление конституционной юстиции и развитие системы защиты прав и свобод человека и гражданина в государствах Центральной и Восточной Европы - Р.К. Сванидзе

Дата: 09.11.2011    Автор: Р.К. Сванидзе

Примером такого «формального» конституционного контроля может быть функционирование Конституционного Суда СФРЮ. Конституционный Суд в данном государстве существовал с 1963 г., не подрывая доктрину «единства государственной власти», и именно такая модель конституционной юстиции, возможно, могла быть приемлема в социалистическом государстве. Конституционный Суд СФРЮ (и его региональные «аналоги» - конституционные суды республик в составе СФРЮ) рассматривались как «как гарантия надлежащего функционирования государственных институтов, но не как механизм защиты прав и свобод человека и гражданина или полномочий субъектов федерации в федеративных отношениях»[7]. В любом случае, какое-либо прямое столкновение между конституционными судами и представительными органами в СФРЮ было, конечно, невероятным; поскольку как отметил М. Церар, «функционирование этих судов осуществлялось в системе органов государственной власти, построенной на принципах социалистической демократии и в рамках коммунистической идеологии»[8]. Кроме Югославии, еще одним государством, где учреждение Конституционного Суда предшествовало смене государственного (политического) режима и конституционной реформе, была Польская Народная Республика. Поправка в Конституцию ПНР 1952 г., учреждавшая Конституционный Трибунал Польской народной Республики, была принята в 1982 г. (т.е. в период военного положения). Закон о Конституционном Трибунале как юридическая предпосылка для фактического создания данного государственного органа был принят в апреле 1985 г. Предложения об учреждении Конституционного Суда как независимого органа судебного конституционного  контроля составляли значительную часть конституционных реформ, которые предполагалось провести в ЧССР в 1968 г.[9].

 

Все другие государства Центральной и Восточной Европы учредили конституционные суды только после политических реформ 1989 г., начиная с Венгрии, где вслед за внесением соответствующей поправки в ноябре 1989 г. (Закон 1989/ XXXI) в Конституцию Венгерской Республики 1949 г. достаточно быстро последовало принятие соответствующего закона. В Чехословакии, Конституционный Суд был учрежден в результате принятия поправки в Конституцию ЧССР 1960 г. в конце 1990 г. и принятия Закона о Конституционном Суде в феврале 1991 г. Однако, единственным делом, рассмотренным данным Конституционным Судом до распада Чехословакии, было дело по проверке конституционности Закона  о люстрации, принятого в октябре 1991 г. с целью предотвратить доступ бывших служащих полиции и сил безопасности ЧССР, а также и функционеров КПЧ на должности государственной службы в демократической Чехословакии[10].

 

В России Конституционный Суд был учрежден в соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1990 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР», п. 29 которого предусмотрел создание судебного органа конституционного контроля взамен так и не созданного Комитета Конституционного Надзора РСФСР. Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР» был принят в июле 1991 г. Первый Конституционный Суд РФ начал функционировать в октябре 1991 г. и, вопреки широко распространенным ожиданиям, что данный орган будет фактически декоративным, его деятельность под руководством В.Д. Зорькина была очень активной и оказывала значительное влияние на формирование государственной политики в начале 90-х гг. ХХ в. Конституционный Суд Российской Федерации обладал чрезвычайно широкими полномочиями, включая право законодательной инициативы, которое приобретало характер обязанности в случае, если бездействие Верховного Совета в законодательной деятельности будет нарушать Конституцию Российской Федерации. В том же самом году, конституционные суды были учреждены в Республике Албании (в соответствии с законом), а также в Республике Болгарии и Румынии (в соответствии с новыми конституциями данных государств), в последующие годы конституционные суды были учреждены по всех остальных государствах Центральной и Восточной Европы. В некоторых государствах учреждение судебных органов конституционного контроля было длительным и трудным этапом конституционной реформы, это может быть проиллюстрировано опытом конституционных реформ в Украине. Поправка, предусматривающая необходимость создания Конституционного Суда, внесена в Конституцию УССР 1978 г. уже в октябре 1990 г., полноценный Закон о Конституционном Суде Украины был приняты в июне 1992 г. Однако несмотря на это, а также на тот факт, что Председатель Конституционного Суда (Л. Южков) был назначен в том же году, фактического создания Конституционного Суда необходимо было ждать до принятия нового Закона о Конституционном Суде Украины в октябре 1996 г., из-за повторного отказа Верховного Совета Украины назначить  судей Конституционного Суда, в количестве необходимом для начала его функционирования[11]. Столь же поздним было учреждение Конституционного Суда в Латвийской Республике, где соответствующую конституционную поправку и закон о Конституционном Суде приняли только в июне 1996 г., однако состав Конституционного Суда был сформирован достаточно быстро и начал функционирование в декабре 1996 г.[12]

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное