+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Становление взглядов о сущности правового нигилизма - А.П. Печников, М.А. Месилов

Дата: 03.10.2011    Автор: А.П. Печников, М.А. Месилов

В истории мировой общественной мысли существует не так уж много терминов, которые имели бы такое широкое применение и относились к столь разнообразным явлениям как термин «нигилизм». Само понятие нигилизм, зародилось в средние века в Европе и имело первоначальное значение, как еретическое учение, а впоследствии применялось, как определение обычного инакомыслия.

 

С политико-философской точки зрения, нигилизм совпадает с двумя историческими феноменами: секуляризацией и делегитимизацией сакральной власти. Не случайно, мыслители нигилистического толка в ответ на отрицание всегда выдвигают свои предложения по созданию новых основ власти. За немногими исключениями, политики – нигилисты являются авторитаристами, ведь такая форма отрицает установленные нормы, пытается создать значимые сами по себе, бесспорные ценности[1].

 

Термин «нигилизм» (от латинского nihil – ничто, ничего) означает полное отрицание всего общепризнанного, полный скептицизм[2]. Рассуждая абстрактно, нигилизм можно представить, как негативное отношение ко всем сторонам общественной жизни. В философском энциклопедическом словаре нигилизм определяется как отрицание общепризнанных ценностей, идеалов, моральных норм, культуры, права и т.д.[3]

 

Следует отметить, что термин «нигилизм» часто употребляется в историко-философской литературе для характеристики разнородных явлений, начиная от некоторых школ в философии античности (киники) и заканчивая многими современными течениями в зарубежной философии.

 

Правовой нигилизм, понятие более узкое, чем сам нигилизм и означает: сформировавшееся в сознании отдельного человека негативное или пренебрежительное отношение к праву, вплоть до полного неверия и характеризуется полным отсутствием солидарности с нормами права и соблюдение данных норм возможно исключительно по принуждению либо под угрозой наказания. Для изучения данного правового явления мы должны обратиться к истории и философии, так как правотворческая деятельность становится наиболее плодотворной, когда в ней приоритетное место отводится историко-философскому анализу. Считается, что одним из первых термин нигилизм ввел Августин блаженный, этим выражением он характеризовал людей, не верящих «ни во что». В средние века словом «nigilista» называли еретиков, людей верующих «ложно».

 

Западные философы-гуманисты XVIII в. утверждали, что социально-политическое положение народа напрямую зависит от законодательной базы и действий законодателей. «Мудрое законодательство, связывающее личные интересы с общественным благом, несокрушимо…Законодатель подобен ваятелю: как этот последний из куска дерева может создать статую бога или скамейку, так и законодатель образует по своей воле героев, гениев, добродетельных людей…или извращает нравы народа в конец»[4]. Гельвецию принадлежит такое выражение: «Законы могут все», а Дидро утверждает, что общество происходит из деятельности законодателя, Гольбах же полагал, что общественный прогресс дело рук гуманного законодателя»[5].

 

Считается, что философское применение слова «нигилизм» впервые исходило от немецкого философа и писателя Фридриха Якоби. В своем письме к Фихте он говорит: «…меня нисколько не расстроит, если вы или кто бы то ни было, назовете химеризмом учение, противопоставленное идеализму, который я уличаю в нигилизме…»[6]. Нигилизм у Ф.Якоби – это разрушительно-созидательное действие, средство перехода от рассудочной метафизики в философию чувств и веры.

 

Наиболее полное выражение понятия нигилизма отразилось в трудах немецкого философа Фридриха Ницше. Существует мнение, что именно Ф.И. Ницше одним из первых попытался выявить содержание и дать определение такому явлению как нигилизм. Он обозначает понятием «нигилизм» явление, связанное с переоценкой высших ценностей, которые только наполнят смыслом все действия и стремления людей. Данному слову Ф.И. Ницше придает следующий смысл – «нет больше ничего, во имя чего следует жить и к чему надо стремиться. Становится ясно, что все стремления тщетны»[7]. Нигилизм по его словам уничтожает всякие иллюзии, иллюзорность таких высоких идеалов как христианство, свобода, революция, равенство прав, справедливость, истина и т.п. Данные категории имеют цену лишь в борьбе, как знамена, а не как признанные реальности, как пышные эпитеты для чего-то неопределенного. По поводу нигилизма Ф.И. Ницше принадлежит следующее выражение: «Что означает нигилизм? То, что высшие ценности теряют свою ценность… нет цели, нет ответа на вопрос «зачем?»[8]. В данном определении выдвинута философская концепция, в которой отражено, что происхождение нигилизма в обществе не случайно, он возникает там, где происходит обесценивание высших общественных ценностей, где нет ответа на вопрос о смысле жизненного существования индивида.

 

В вышеперечисленных высказываниях показано противоречивое отношение Ф.И. Ницше к нигилизму. С одной стороны Ницше ярый пропагандист и последовательный сторонник нигилизма, а с другой стороны по его высказываниям нигилизм не является чем-то значимым в жизни общества. Ницше придавал основное значение понятию «нигилизм», как явлению социально-культурному в общественной жизни, понимая под ним несостоятельность общественных идеалов, к которым, по его мнению, относилось и право.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное