+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Возникновение юрисдикционной функции государств Центральной Азии (на примере Монгольской империи XIII в.).

Дата: 14.11.2011    Автор: Т.В. Яндай-оол

Государство на протяжении нескольких тысячелетий демонстрирует достаточно высокую стабильность своих основных институтов, сохраняя свою общесоциальную сущность: сохранение цивилизованного общего правопорядка. Поэтому, следует вести речь не о появлении новых функций государства, а о поэтапном усложнении и диверсификации видов деятельности государства по реализации существующих функций в новых социально-экономических, экологических, информационно-культурных, этнографических и иных условиях. Общими, целостными и неизмененными функциями государства, не зависящими ни от уровня его развития, ни от места возникновения, диссертант называет: нормоустановление, организацию и юрисдикцию. При этом, любые виды деятельности государства на всех этапах его исторического развития осуществляемые для развития рынка, обороны территории, охраны правопорядка, оказания помощи нуждающимся, охраны природы и т.п., - осуществляются именно в процессе реализации нормоустановительной, организационной и юрисдикционной функций, составляют их содержание.

 

Нормоустановительная функция государства заключается в закреплении, оформлении, санкционировании и гарантировании возможностью применения именем закона и государства правовых норм, содержащих предписания общего характера, выражающих общую волю, отражающих некоторый уровень знаний о совокупности и сущности общественных отношений, подлежащих регулированию и контролю со стороны государства, пределах такого регулирования, а также о желательном для общества направлении развития данных отношений.

 

Организационная функция государства, заключается в создании и поддержании различных условий, необходимых для исполнения и соблюдения всеми участниками правоотношений правовых предписаний, а также в применении в определенных случаях и в соответствии с установленной процедурой правовых норм, издании локальных норм организационно-распорядительного характера адресованных ограниченному кругу участников регулируемых отношений.

 

Юрисдикционная функция государства заключается в разрешении всех предполагаемых или наличных споров и конфликтов как между государствами и любым лицом, так и между любыми лицами в государстве, находящимися под властью этого государства, на основании применения к конкретному спору норм права, определении на основе норм права прав и обязанностей лиц, применении к правонарушителям санкций правовых норм установленных в нормативно-правовых актах государства. Элементами юрисдикции являются: полномочия руководить судебным процессом (mera notio), полномочия судить и выносить решения (juris dictio), полномочия обязать к подчинению и исполнению принятого решения (imperium). Объединение этих элементов формирует юрисдикцию государства. На основе юрисдикции решаются как правовые споры и конфликты, так и споры, связанные с законодательством, споры между органами государственной власти при осуществлении оперативной распорядительной деятельности органов и должностных лиц государства[1].

 

Итак, рассмотрим, формирование юрисдикцию государства с начала ее возникновения на примере Монгольской империи XII в. Монголы, татары, степные кочевники, или, как говорили в европейском мире, «татары», веками воспринимались как «исчадия ада из Тартара» и враги цивилизации, а их вождь и повелитель Чингисхан для многих поколений европейцев, являлся олицетворением слепой разрушительной силы, олицетворением зла. Но вот в конце XX века в том, же в «цивилизованном» мире Чингисхана признали человеком «миллениума» минувшего тысячелетия. И вдруг оказалось, что один из популярнейших кандидатов на эту роль – то самое олицетворение зла, по мнению газеты «Вашингтон пост», - «никто не сделал превращения мира в современную «глобальную деревню» столько, сколько этот неграмотный кочевник». Что такое «Монгольская империя»? и кем был ее создатель Чингисхан, 800 лет назад?

 

В XII в. на территории современной Монголии, южной Сибири и северного Китая не было единого государства, основой монгольского общества были родоплеменные отношения. Социальной единицей была семья, несколько семей составляли аймаки (роды), несколько родов объединялись в хотон (аал), несколько аалов составляли орду (племя), а из племен образовались народности – улусы. Вели они кочевой и полуоседлый образ жизни. В конце XII в. среди монгольских племен возвышается хан Есугей багатур, сын которого Темучин начал вести борьбу за объединение разных племен обитавших на указанных территориях. В процессе этой борьбы сложилась военно-феодальная система кочевой империи Темучина. Она была создана на разделении всех монголо-тюркских племен на военные округа – «тысячи». Армия составляла более 200 тыс. человек и была дисциплинированно предана Темучину.

 

В 1206 г. состоялся Курултай, на котором Темучина провозглашают правителем с титулом Чингис-Хаан (Чингисхан), что означало «властитель океана, вселенной». На курултае был принят свод законов «Яса», (ясак, ёзу, джасак, чазак) означает «поведение» или «декрет», который определял юрисдикционную функцию монгольского государства. «Яса» охватывала все стороны жизни империи. Письменность на основе уйгурского алфавита, заимствованная монголами по велению Чингисхана у найманов (племени тюркского происхождения), позволила записать этот первоначально устный свод правил. Наследники хана верили в магическую силу Ясы и скрывали «священную книгу» от всяких иностранцев и покоренных. Считалось, что она приносит победу в битве. Полный текст до нас, к сожалению, не дошел, но упоминание многих положений Ясы в трудах древних историков позволяет понять ее суть.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное