+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Конституционное право и пути совершенствования системы арбитражных судов в Российской Федерации - Н.А. Кондратенко

Дата: 19.09.2011    Автор: Н.А. Кондратенко

С момента создания судебной системы на новых принципах произошло резкое усиление роли арбитражных судов в жизни общества. Конституция Российской Федерации 1993 г. установила, что Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 127). Уникальна их роль в процессе формирования правового обеспечения рыночной экономики и развития рыночных отношений в России. Судебная защита оказалась единственно эффективной формой защиты интересов граждан и предпринимателей в современных условиях. Здесь, помимо общего увеличения количества дел, характерной особенностью является отражение в структуре дел процессов, происходящих в экономике страны. Одновременно возросла сложность, масштабность дел, рассматриваемых арбитражными судами, их обусловленность рыночными отношениями.

 

От того, какова система арбитражных судов, на каких принципах разграничивается компетенция судов общей юрисдикции и арбитражных судов, своевременно ли и справедливо разрешаются экономические конфликты, во многом зависит состояние экономики, и, в конечном счете, благополучие граждан. Следовательно, проблема реформирования системы арбитражных судов имеет такое же важное значение как проблема реформ других ветвей судебной власти.

 

Важность принятого в начале 90-х гг. XX в. решения о создании арбитражных судов Российской Федерации трудно переоценить. Тогда правосудие перешло в ключевую сферу жизни - в экономику, в новую, нарождающуюся рыночную экономику. Здесь происходили фундаментальные процессы, определяющие вектор развития страны, и они должны были опереться на правовой порядок - подчеркнул Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем выступлении на торжественном заседании, посвященном 10-летию арбитражных судов Российской Федерации.[1]

 

Арбитражные суды, являющиеся неотъемлемой частью системы органов судебной власти Российского государства, оказались сегодня крайне востребованными. Арбитражный суд сыграл огромную роль в утверждении свободы договора как основы рыночной экономики. Он стал действенным механизмом защиты предпринимателей от неправового произвола. Его деятельность направлена на решение важной задачи наведения правового порядка в экономике за счет обеспечения доступа к правосудию, высокого качества и оперативности разрешения споров.

 

Бесспорно, создание системы арбитражных судов - это прямой и закономерный результат коренных преобразований экономики и государственной системы России.

 

В системе арбитражных судов воплощены многие идеи Концепции судебной реформы 1991 г. Важной вехой в их развитии стало закрепление системы арбитражных судов в Конституции Российской Федерации 1993 г., в соответствии с которой были подготовлены и приняты в 1995 г. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. В последующем был принят Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», который также закрепил систему арбитражных судов.

 

Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации В.Ф. Яковлев справедливо отметил: «Чрезвычайно важно то, что арбитражные суды были отнесены к судам федеральным, ибо этого требовал предмет их деятельности, характер и масштабы рассматриваемых споров, участниками которых зачастую выступают стороны, расположенные в разных субъектах Российской Федерации. Федеральная природа арбитражных судов стала важным фактором их независимости в отправлении правосудия»[2].

 

В процессе судебной реформы в наименьшей степени подвергалась модификации система арбитражных судов. Это доказывает, что решение о создании на месте государственных арбитражей данной системы было верно и курс, который был сформирован десять лет назад, в целом себя оправдал.

 

Судья - главное звено в судебной системе. Говоря о деятельности арбитражных судов за годы их существования и о проблемах, которые необходимо им будет решить в будущем, безусловно, начать разговор будет обоснованно с кадрового состава - судей, помощников, специалистов на чьи плечи ляжет решение задач, поставленных новым этапом судебной реформы.

 

Сам факт существования арбитражных судов позволил за десять лет подготовить кадры судей и специалистов, способных разрешать сложнейшие экономические споры на весьма высоком профессиональном уровне. За этот период арбитражными судьями, которых сегодня всего около двух с половиной тысяч, было рассмотрено почти четыре миллиона дел.

 

За прошедшие годы был принят целый блок законов, направленных на совершенствование судебной системы, обеспечения нарушенных прав лиц, независимость судебной власти. Среди них особое место по своей значимости занимает Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». Этим Законом определено, что носителями судебной власти являются судьи, которые независимы и подчиняются только Закону, в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны. Повышение роли арбитражного судьи и помощника судьи в осуществлении правосудия посвящен ряд норм, содержащихся в Арбитражном процессуальном кодекса Российской Федерации, который вступил в действие с 1 сентября 2002 г.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное