+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Организационные основы местного самоуправления сельских поселений в современных условиях - А.А. Афанасьев

Дата: 14.10.2011    Автор: А.А. Афанасьев

Сельское поселение в сравнении с другими видами муниципальных образований имеет ряд особенностей, выделяющих его в системе местного самоуправления Российской Федерации. Практика реализации современного законодательства о местном самоуправлении в сельских поселениях позволяет сделать вывод, что в правовых нормах не учтены некоторые реальности села (социально-экономические, кадровые, демографические и другие). Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ 2003 года)[1] лишь дифференцировал отдельные вопросы местного значения по уровням муниципальных образований, не предложив общего методологического подхода к проблеме разграничения местных дел из общегосударственных[2]. Не решены законодательным путем вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между органами местного самоуправления сельских поселений и муниципального района. Имеются правовые проблемы во взаимоотношениях государства и местного самоуправления сельских поселений по важнейшим вопросам жизнедеятельности населения. Нет четких механизмов контроля за единообразным и точным исполнением положений Федерального закона № 131-ФЗ 2003 года и, в первую очередь, на этапе подготовки к его введению в полном объеме[3].

 

Исследование местного самоуправления сельских поселений, учет его особенностей в системе местного самоуправления государства через призму основ местного самоуправления сельских поселений – территориальных, организационных, экономических - и выработка предложений по совершенствованию законодательства в вопросах регулирования общественных отношений при осуществлении населением местного самоуправления сельских поселений приобретает в настоящее время особую актуальность.

 

Организационные основы местного самоуправления должны постоянно находиться в развитии и совершенствовании, чтобы максимально соответствовать возложенным на местное самоуправление полномочиям и отвечать интересам населения. В обобщенном виде организационные основы местного самоуправления сельских поселений представляют собой взаимосвязанную и взаимозависимую систему правовых норм и принципов, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с осуществлением порядка образования органов местного самоуправления сельских поселений, их статуса, компетенции, форм и методов деятельности[4]. К таким правовым нормам и принципам относятся, прежде всего, следующие установления Конституции РФ и Федерального закона № 131-ФЗ 2003 года: 1) органы местного самоуправления сельского поселения не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации); 2) структура органов местного самоуправления сельского поселения определяется населением самостоятельно (часть 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации); 3) обязательное наличие представительного органа местного самоуправления в сельском поселении либо осуществление его полномочий сходом граждан (часть 1 статьи 34 и часть 3 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ 2003 года); 4) муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления сельского поселения, подлежат обязательному исполнению на всей территории сельского поселения (часть 3 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ 2003 года); 5) органы местного самоуправления сельского поселения самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, а также решают иные вопросы местного значения (часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации); 6) депутату, члену выборного органа, выборному должностному лицу местного самоуправления сельского поселения обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий (часть 1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ 2003 года); 7) органы и должностные лица местного самоуправления сельских поселений несут ответственность перед населением сельского поселения, государством, физическими и юридическими лицами (статья 70 Федерального закона № 131-ФЗ 2003 года); 8) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления сельских поселений (глава 5 Федерального закона № 131-ФЗ 2003 года).

 

В юридической литературе понятие «организационные основы местного самоуправления» большинство авторов раскрывают через характеристику составляющих его элементов: а) структуру и порядок образования органов местного самоуправления; б) правовой статус, компетенцию, формы и методы деятельности органов местного самоуправления; в) организацию муниципальной службы. Структура (перечень) органов местного самоуправления определяются законодательством и уставом сельского поселения. Федеральный закон № 131-ФЗ 2003 года в статье 34 установил наличие в обязательном порядке в структуре органов местного самоуправления сельского поселения представительного органа, главы сельского поселения, местной администрации, оговорив при этом, что данным федеральным законом могут быть установлены исключения. В частности, представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае функции представительного органа исполняет сход граждан. Иные органы местного самоуправления могут быть образованы населением самостоятельно, что закрепляется в уставе. Нужно отметить, что часть 3 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ 2003 года императивно закрепляет полномочие по принятию устава за представительным органом сельского поселения.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное