+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Особенности административно-правового регулирования создания воинской части Вооруженных Сил Российской Федерации как юридического лица - Д.М. Павлов

Дата: 14.11.2011    Автор: Д.М. Павлов

9 апреля 2009 г. принят Федеральный закон № 57-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обороне". Федеральный закон «Об обороне» дополнен ст. 111 "Управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации в качестве юридических лиц", согласно которой воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации может являться юридическим лицом в форме федерального бюджетного учреждения.

 

Важно подчеркнуть, что для признания организации юридическим лицом необходимо, чтобы она отвечала признакам, установленным законодательством Российской Федерации, в соответствии с которыми для признания организации юридическим лицом необходимо, чтобы данная организация имела в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечала по своим обязательствам этим имуществом; приобретала и осуществляла имущественные и личные неимущественные права, несла обязанности; могла выступать истцом и ответчиком в суде, а также имела самостоятельный баланс или смету[1]. Согласно пункту 2 этой статьи решение о создании в качестве юридического лица сформированной воинской части Вооруженных Сил, а также о реорганизации или ликвидации такого юридического лица принимается Министром обороны Российской Федерации.

 

Указанная норма полностью соотносится с компетенцией Министра обороны Российской Федерации. В соответствии с пунктом  10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" от 16 августа 2004 г. № 1082, Министр обороны Российской Федерации принимает решения о формировании, переформировании и расформировании воинских частей и подразделений до полка включительно, а также о дислокации и передислокации воинских частей и подразделений до полка включительно. Принятие подобных решений в отношении объединений и соединений Вооруженных Сил - прерогатива Президента Российской Федерации. Таким образом, решение о сформировании воинской части будет приниматься  Министром обороны Российской Федерации, и только на базе сформированной военной организации (воинской части) будет создаваться соответствующее юридическое лицо. При этом Министр обороны Российской Федерации законом наделен правомочиями, отличающими его от иных руководителей федеральных органов исполнительной власти, правомочия которых в отношении создания подведомственных учреждений регламентируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2004 г. № 71 "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений", согласно которому решения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений принимаются Правительством Российской Федерации.

 

Министром обороны в настоящее время изданы несколько актов о создании юридических лиц. К ним, в частности, относятся приказы Минобороны РФ от 28 сентября 2009 г. № 1039 "О создании федеральных бюджетных учреждений в Военно-Морском Флоте",   № 1040 "О создании федеральных бюджетных учреждений в Железнодорожных войсках", № 1042 "О создании федеральных бюджетных учреждений в Дальневосточном военном округе",  № 1044 "О создании федеральных бюджетных учреждений в Приволжско-Уральском военном округе" и № 1048 "О создании федеральных бюджетных учреждений в Военно-воздушных силах". Данными актами были определены перечни воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, созданных в форме федеральных бюджетных учреждений, с условными наименованиями и места их дислокации. Кроме того, командирам воинских частей было поручено осуществить в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственную регистрацию данных федеральных бюджетных учреждений, поскольку в соответствии со ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц[2].

 

С 1 июля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ, из ст. 26 которого следует, что организации, не внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц, с 1 января 2003 г. не могут быть признаны юридическими лицами. Таким образом, воинские части с 1 января 2003 г. признаются юридическими лицами только при условии внесения в Единый государственный реестр юридических лиц. Рассуждения о том, что воинским частям присущи признаки юридического лица, указанные в п.1 ст.48 ГК РФ, а также о том, что в момент создания большинства из них государственная регистрация не требовалась, с 1 января 2003 г. не могут являться доказательствами отнесения их к юридическим лицам. В соответствии со ст. 2 данного закона государственная регистрация юридических лиц осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". Таким органом является Федеральная налоговая служба. В Федеральном законе "О государственной регистрации юридических лиц" предусмотрен единый порядок регистрации юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и сферы деятельности. Срок государственной регистрации юридических лиц сокращен до пяти рабочих дней. Исчисление срока начинается с момента представления документов в регистрирующий орган. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом лично от заявителя или по почте.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное