+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Изменение функций государственного регулирования развития сетевых торговых компаний - О.А. Милова

Дата: 05.10.2011    Автор: О.А. Милова

Сегодня торговля в России — одна из наиболее динамично развивающихся отраслей хозяйства страны. Торговля, выступающая как связующее звено между различными отраслями народного хозяйства, является индикатором всех социально - политических процессов, происходящих в нашей стране. По данным Госторгинспекции, рост объема розничной торговли за последние четыре года составил 44%. Доля торговли в ВВП в настоящее время составляет 30%, на розничную торговлю приходится 20% инвестиций в экономику России. В частности, инвестиции в розничную торговлю составляют 38% всех иностранных инвестиций[1].

 

Государственное регулирование современной экономики осуществляется с помощью системы мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях создания экономически сильного государства. Государственное регулирование торговли осуществляется на 3-х уровнях:

  • § федеральный уровень – здесь происходит решение основных стратегических вопросов, принимаются законы, регламентирующие деятельность торговых компаний, определяются механизмы регулирования этой деятельности, в том числе и налоговые, создаются условия для повышения эффективности деятельности торговых компаний, проводятся закупки для государственных нужд, осуществляется итоговый контроль;
  • § уровень субъектов РФ – на данном уровне создается региональное законодательство, конкретизирующее федеральное законодательство с учетом особенностей каждого региона, состояния потребительского рынка, обеспеченности трудовыми ресурсами и т.д.; кроме этого, на данном уровне происходит изучение конкурентной среды на рынке и разработка региональных программ развития торговли товарами народного потребления;
  • § уровень местного самоуправления – на данном уровне осуществляется непосредственный контроль за деятельностью торговых компаний: за финансовой дисциплиной, начислением налогов и качеством услуг.

 

Субъектом государственного регулирования торговли выступает государство, законодательные органы, общественные организации.

 

Объектом – экономические, организационные и управленческие отношения в сфере торговли на уровне субъектов хозяйствования в виде оптовых и розничных торговых компаний,  их объединений в виде торгово–промышленных групп, торговых сетей и т.д. Между субъектом и объектом существует прямая и обратная связь. С помощью прямой связи осуществляется целенаправленное воздействие государства на объект, в свою очередь, торговые компании своей деятельностью оказывает влияние на экономику страны. Наличие прямой и обратной связи как раз и составляет систему механизма регулирования.

 

В свое время после исчезновения СССР с политической карты мира, распада системы государственного планирования, государственное регулирование торговли казалось некоторым политическим деятелям не только не нужным, но и вредным для общего экономического развития страны. Одним из ярких представителей данного направления экономической мысли является Е. Гайдар. Возглавляемый им Институт  пропагандирует дерегулирование практически во всех направлениях экономики[2]. Примером работ его соратников может служить аналитическая статья М. Владимирова, в которой он рассуждает о институциональных реформах, дерегулировании и дебюрократизации[3].

 

Тем не менее, необходимость государственного регулирования торговли понимают в настоящий момент многие, а наиболее активные лица, работающие непосредственно в этой сфере хозяйствования, выступают с законодательными инициативами. Так, Б. Махренский, президент Торговой гильдии Карелии, считает: «От государственного регулирования (от закона и порядка) в торговле могут отказываться только незаконопослушные торгующие организации и специалисты. Хочется кому-то или нет, но все пути ведут в Рим – нужен полномочный и компетентный орган государственного регулирования торговли в республике. Желание отложить решение этого вопроса в «долгий ящик» до добра не доведет»[4]. Таким образом, совершенствование системы государственного регулирования торговли, направленной на развитие цивилизованного потребительского рынка и защиту прав потребителей, является одной из основных функций государственного регулирования.

 

Система государственного регулирования торговли имеет свои цели, задачи, идеологию, принципы, функции, инструменты и методы. Среди целей государственного регулирования торговли можно выделить цели стратегические и тактические. Среди стратегических целей наиболее приоритетными являются: обеспечение экономической и социальной стабильности потребительского рынка товаров, экономической безопасности, конкурентных преимуществ. Тактические цели могут различаться по объектам регулирования, но исходить должны из увязки общественных и частных интересов.

 

Основными задачами системы государственного регулирования торговли должны стать:

  • § формирование достаточной конкурентной среды;
  • § защита внутреннего рынка на основе поддержки отечественного товаропроизводителя;
  • § обоснование отраслевых особенностей налогообложения, лицензирования, кредитования, квотирования;
  • § стимулирование обновления технологии торгового процесса и логистического обслуживания;
  • § поддержание требуемых товаропотоков для обеспечения государственных нужд.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное