+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Налоговый контроль как предмет правового регулирования - Д.Г. Травин

Дата: 10.10.2011    Автор: Д.Г. Травин

Для рассмотрения поставленного вопроса изначально необходимо, с нашей точки зрения, определить правовую сущность и содержание понятий «контроль», «государственный контроль» и «финансовый контроль».

 

При этом мы считаем возможным руководствоваться следующими исходными положениями:

–    исследуемые понятия относится к числу категорий, используемых в теории государственного управления, теории права и целом ряде правовых отраслей, что позволяет говорить об их междисциплинарном, интегральном характере;

–    в настоящее время в юридической и научной литературе имеются множественные упоминания понятий «контроль», «государственный контроль», «финансовый контроль» и поэтому очень важно единообразное понимание их правовой сути;

–    содержание и объем определения, соответствующие современным экономическим и правовым требованиям научно-юридического термина «контроль» в российском законодательстве не закреплены.

 

Кроме того, мы считаем, что вопрос о соотношении контроля и надзора в правовой науке решен достаточно однозначно, поэтому не будем останавливаться отдельно на соотношении указанных категорий[1].

 

Контроль – один из существенных элементов любого (в том числе – государственного) управления. По этому целесообразно начать рассмотрение данной категории с точки зрения теории государственного управления.

 

Как известно, управленческая деятельность включает в себя несколько стадий:

–    анализ и оценка управленческой ситуации;

–    прогнозирование и моделирование необходимых (и возможных) действий по сохранению и преобразованию состояния управленческой ситуации;

–    разработка предполагаемых правовых актов или организационных мероприятий;

–    обсуждение и принятие правовых актов и осуществление организационных мероприятий;

–    организация исполнения принятых решений (правовых и организационных);

–    контроль выполнения и оперативное информирование;

–    обобщение проведенной управленческой деятельности, оценка новой (результирующей) управленческой ситуации[2].

 

При этом, как отмечает Г.В. Атаманчук, стадия контроля выполнения и оперативного информирования нередко игнорируется, а контроль понимается лишь как подведение итогов[3]. Между тем, «…контроль представляет собой обратную связь, которая сигнализирует о ходе и состоянии реализации решений»[4], а понимание контроля как одной из стадий управленческого цикла обогащает наше представление о временных характеристиках данной функции[5]. В теории государственного управления контроль рассматривают также как одну из традиционных функций управления, тесно связанную с другими управленческими функциями. Как функция управления любой контроль представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия и процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных корректирующих действий[6]. Контроль является завершающим этапом управленческой деятельности, позволяющим сопоставить достигнутые результаты с запланированными. В данном случае «…контроль служит интегрирующим средством проверки общего курса управления и соответствия ему всех управленческих функций. В то же время не исключается, а предполагается осуществление контрольных действий на любой другой стадии, но уже в качестве вспомогательной функции»[7]. Таким образом, контроль – это постоянно действующий фактор управления, не связанный исключительно с проверкой исполнения управленческих решений. Предоставляя данные для других основных функций управления, он не утрачивает при этом своего самостоятельного значения и обеспечивает наблюдение за течением процессов на уровне объектов управления, за их соответствием заданным программам.

 

Нередко контроль характеризуют и как принцип управления[8], и как метод или форму исполнительно-распорядительной (управленческой) деятельности[9]. Подобный подход, с нашей точки зрения, несколько сужает роль контроля, так как контроль и есть сама деятельность, которая осуществляется на основе определенных принципов и с помощью определенных методов. Определяют контроль и в более широком смысле - как одну из разновидностей властей, «четвертую власть», и как функцию других ветвей власти и инструмент их взаимодействия[10].

 

Нам представляется, что все перечисленные точки зрения дают основание рассматривать контроль, во-первых, как завершающую стадию процесса управления, сердцевиной которой является механизм обратной связи, а во-вторых, как неотъемлемую составляющую процесса принятия и реализации управленческих решений, непрерывно участвующую в этом процессе. В любом случае, контроль не самодостаточен, а подчинен целям и задачам процесса управления. Любые попытки вывести контроль за рамки управления, обособить его, ведут к его бюрократизации, к самодовлению его формы над реальным содержанием процесса

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное