+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Развитие контрольных функций органов исполнительной власти в России в условиях проведения административной реформы - Н.Н. Калюжный

Дата: 21.09.2011    Автор: Н.Н. Калюжный

Контроль является одной из важнейших функций государственного управления вне зависимости от исторического времени, политического режима и других условий. Вопрос вопросов современной России – ее становление как динамично развивающегося государства. Россия располагает огромным богатством. Национальное богатство государства требует не только организации и осуществления работы по его приращению, но и правильного его использования, сохранности и хорошо организованного и налаженного управления и контроля. Достижение целей развития Российского государства невозможно без эффективного функционирования системы управления, в том числе и в области государственного контроля. Одним из определяющих условий экономического развития страны является устойчивое развитие финансовой системы, целенаправленное и последовательное осуществление бюджетной, налоговой, денежной, кредитной, ценовой и таможенной политики.

 

Эффективное осуществление регулирующей функции государства в экономической сфере предполагает предупреждение, выявление и пресечение финансовых правонарушений, наличие хорошо отлаженной, действенной системы государственного контроля, выявляющей финансовые правонарушения, препятствующие и тормозящие правовое и экономическое развитие, и в полной мере обеспечивающей государственную и экономическую безопасность страны.

 

Постараюсь остановиться на трех ключевых вопросах развития государственного контроля в стране, на которые, к сожалению, сегодня нет четких ответов.

 

1. Прежде всего, каковы цели государственного контроля? Не могу сказать, чтобы этот вопрос не привлекал внимания ученых и практиков, но толкуется он чрезвычайно однобоко, в том числе и в Единой концепции государственного финансового контроля в Российской Федерации.

 

2. Как должен быть организован государственный контроль и где пределы государственного вмешательства в экономическую сферу в условиях рыночной экономики?

 

3. Какие механизмы должны быть использованы для обеспечения неукоснительного соблюдения дисциплины в экономической сфере, и каковы меры ответственности за ее нарушение?

 

Без четких ответов на поставленные вопросы трудно представить решение экономических проблем, стабилизацию политической ситуации в стране, и, в конечном счете, полноценное и обладающее перспективой развитие российской государственности.

 

В настоящее время экономика страны несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины, недостаточно эффективной работы системы государственного контроля. Реальной угрозой экономической безопасности страны является масштабное нецелевое использование государственных денежных и материальных ресурсов, махинации по их изъятию и зачастую прямое хищение, коррупция, вывоз капиталов за рубеж и легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем.

 

По данным Счетной палаты Российской Федерации, за последние пять лет из государственных ресурсов страны в результате различных финансовых правонарушений незаконно изъято более 20 млрд. долл. США. Основными причинами такого положения являются: существование условий, способствующих криминализации экономики, слабость законодательной и методологической базы, внутриведомственного контроля, легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным (преступным) путем.

 

Реформирование системы федеральных органов власти должно иметь в качестве одного из своих результатов (наряду с обеспечением действенности, эффективности управления государством) утверждение такого государственного механизма и таких правовых процедур, которые бы обеспечили эффективность осуществления государственного контроля в Российской Федерации.

 

Принцип контроля в процессе организации и функционирования власти связан со взаимодействием интересов государства, общества и граждан. Власть и ее органы подлежат постоянному наблюдению и контролю. Важно найти баланс контрольных механизмов, которые бы не мешали власти осуществлять свои функции. В каждом направлении функционирования власти должна быть установлена своя мера контроля, обеспечивающая главное: действенность органов исполнительной власти по укреплению целостности государства и общества, реализации прав и свобод граждан.

 

Ситуация конца 1990-х г. выглядела, на наш взгляд, так: исполнительная власть по существу не допускала контрольные органы к процессу исполнения бюджета. Парадоксально, но при этом сама власть самоустранилась от надзора за бюджетным процессом и, в частности, за громадным количеством своих собственных оперативных решений, что само по себе предопределяет финансовые нарушения. В результате отсутствия полноценного финансового контроля обществу незаметно был навязан всеобщий консенсус, при котором никто не заинтересован в соблюдении законов и, что особенно важно, в подконтрольности своей деятельности со стороны кого бы то ни было. Положение усложняется тем, что за годы демократических преобразований сложился эффективный механизм лоббирования, выбивания средств от казны, минуя гласные процедуры. Не в этом ли причина того, что августовский кризис 1998 г. стал «громом среди ясного неба»?

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное