+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Анализ использования инструментов антикризисного управления в российской банковской сфере.

Дата: 12.10.2011    Автор: Н.С. Тарасова

За более, чем 10 лет, работы отечественная банковская система не раз сталкивалась с трудностями в своем функционировании, которые нередко выливались в банкротства отдельных банков или даже в общие кризисы банковской системы в целом. В течение этого времени коммерческие банки и регулирующие органы, разумеется, применяли инструменты антикризисного управления, которые в той или иной степени призваны были разрешить сложившиеся кризисные ситуации, преодолеть их последствия и восстановить эффективную работу банковской системы.

 

На микроуровне (уровне отдельного банка) и макроуровне (уровне банковской системы) нашли свое применение как инструменты, предназначенные для предотвращения кризисных ситуаций, так и инструменты, необходимые для преодоления уже начавшегося кризиса.

 

В отношении инструментов первой группы (препятствующих кризисам) на уровне отдельного банка речь, в частности, идет о системах внутреннего контроля, мониторинге среды, системах сдержек и противовесов. Так, в российских банках действуют системы внутреннего контроля, которые отслеживают соблюдение лимитов, выполнение внутрибанковских инструкций и законодательства; в крупных банках есть специальные подразделения, которые занимаются мониторингом внешней среды, оценивают и прогнозируют изменения экономической конъюнктуры, макроэкономических показателей. Следует, однако, отметить, что оценка эффективности применения отечественными банками внутреннего контроля и мониторинга внешней среды в целях антикризисного управления, то есть для предотвращения развития кризисных ситуаций, представляется достаточно сложной задачей, требующей специального исследования.

 

Тем не менее, само наличие в штатной структуре банка соответствующих служб, придание им необходимых функций и полномочий, проведение службой внутреннего контроля регулярных проверок (особенно важно, чтобы по их результатам принимались; корректирующие меры), присутствие, например, на Интернет-сайтах банков аналитических материалов о состоянии рынков, говорят о том, что, по крайней мере, данные инструменты есть у отечественных банков в наличии.

 

Функция сдержек и противовесов между различными уровнями банковского менеджмента реализована лишь отчасти; нередко в зависимости от структуры собственности владелец или высшее руководство начинают оказывать доминирующее влияние на деятельность банка. Принцип «четырех глаз» зачастую носит достаточно формальный характер, когда, например, решение о выдаче кредита принимается фактически единолично, а процедура согласования проводится сообразно уже принятому ранее «политическому» решению. Наличие сбалансированной структуры управления на более низких уровнях напрямую связано с профессиональными способностями конкретных высших руководителей, квалификацией и личными качествами менеджеров среднего звена, являясь, таким образом, характерной особенностью отдельного банка.

 

На государственном уровне основным субъектом антикризисного управления выступает Центральный банк Российской Федерации. За ЦБ законодательно закреплены функции по разработке и проведению совместно с Правительством РФ денежно-кредитной политики, функции кредитора последней инстанции, выдачи и отзыва лицензий кредитным организациям, анализу и прогнозированию состояния экономики Российской Федерации, функции по надзору за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, за соблюдением ими банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных обязательных нормативов. Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы, интересов вкладчиков и кредиторов.

 

Для эффективного выполнения своих функций ЦБ осуществляет дистанционный анализ и проверки коммерческих банков на местах. В настоящее время все большее внимание ЦБ начинает уделять предупреждающему надзору, направленному на выявление проблем в ранней стадии. Для повышения качества оценки состояния кредитных организаций планируется к внедрению система персональных кураторов, способных выносить мотивированное суждение по качеству управления и другим аспектам деятельности банков, которые не формализуются в инструкциях.

 

Своей деятельностью Центральный банк стремится не только непосредственно поддерживать стабильность банковской системы, но и стимулирует сами банки к внедрению инструментов, препятствующих возникновению кризисных ситуаций. Подтверждением этому могут служить, например, предлагаемые ЦБ критерии допуска банков в систему страхования вкладов. Так, для того чтобы банк не имел проблем с доступом к системе страхования, ему придется обеспечить удовлетворительное качество текущего и стратегического управления, бизнес-планирования, системы управления рисками и системы внутреннего контроля. В частности, удовлетворительное стратегическое управление предусматривает помимо прочего и разработанные планы мероприятий на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, способных подорвать финансовую стабильность банка, спровоцировать кризис и потерю платежеспособности, оказать существенное влияние на финансовые результаты деятельности. В качестве иллюстрации практики применения в российских банках и банковской системе инструментов по преодолению кризиса целесообразно обратиться к событиям 1998 г., когда в России произошел банковский кризис.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное