+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Факторы конкурентоспособности фирм, действующих в сфере недвижимости - А.О. Захаров

Дата: 10.10.2011    Автор: А.О. Захаров

Проблемы конкуренции, конкурентоспособности всегда были в центре внимания экономической науки и практики. Существует обширная литература, посвященная изучению конкурентоспособности[1]. В широкой постановке конкурентоспособность рассмотрена в литературе по менеджменту[2]. В то же время вопросы формирования факторов конкурентоспособности фирм, действующих в сфере недвижимости не получили должного рассмотрения.

Конкуренция – «это состязание между субъектами экономических отношений, борьба за рынки сбыта для получения более высокой прибыли, других выгод. Это также легальная форма борьбы за экономическое существование и наиболее действенный механизм регулирования в рыночной экономике»[3]. Конкуренцию можно определить также как «состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, источники сырья. Конкуренция является весьма действенным механизмом стихийного регулирования пропорций общественного производства»[4]. По классическому определению М. Вебера, конкуренция – это «мирные попытки установления контроля над возможностями и преимуществами, которые также желаемы другими»[5]. Конкуренция предстает собой некий механизм состязательности, который регулирует рынок и обеспечивает производство общественных благ, нередко вопреки воле его отдельных участников.

 

Исходной предпосылкой возникновения конкуренции является наличие ограниченного ресурса, к которому в одно и то же время устремлены желания нескольких агентов, способных при определенных усилиях с их стороны этот ресурс получить. Все перечисленные элементы – ограниченность ресурса, его привлекательность и достижимость для нескольких участников рынка – являются обязательными для появления конкуренции. Если ресурс не ограничен или не привлекателен, проблема конкуренции не возникает. Она предполагает усилия сторон, действие преодоления. Если на ресурс претендует только один агент, поле для состязательности отсутствует. Наконец, если ресурс, в принципе, не достижим для нескольких состязающихся, о конкуренции говорить также не приходится. Конкуренция может представлять собой действия двух и более агентов, нацеленные на получение одного и того же ограниченного ресурса, доступного при определенных усилиях с их стороны[6]. В сфере недвижимости одним из ограниченных ресурсов является земля. Территориальное расположение объекта недвижимости, его привлекательность для того или иного бизнеса часто являются причиной борьбы между конкурирующими компаниями. Конкуренцию также можно рассматривать как процесс борьбы организаций друг с другом за потребителей своей продукции.

 

Выбраковывая неэффективные хозяйственные звенья, конкуренция определяет направленность развития производства и выступает в качестве механизма регулирования отраслевых пропорций. Задавая критерии эффективности, она выступает не только методом экономического контроля, но и способом стимулирования к непрерывному совершенствованию. Поэтому с полным основанием можно утверждать, что конкуренция выполняет роль системного фактора. И хотя чаще ее принято рассматривать в качестве эффективного средства ценового регулирования (Д. Рикардо, Дж.С. Милль) и установления рыночного равновесия (Л. Вальрас), что, несомненно, верно, роль конкуренции в рыночном хозяйстве глубже и скорее соответствует трактовке А. Смита, усматривавшего в ней «невидимую руку», направляющую своекорыстную деятельность частных производителей в русло общественных интересов.

 

Р.А. Фатхутдинов определяет конкуренцию как процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для удержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства или в естественных условиях[7].

 

Уже из сказанного понятно, что конкуренция занимает особое место в институциональной организации рыночной экономики. Особенность эта заключается, во-первых, в том, что конкуренция как институт рынка обусловливает эффективность функционирования других институтов, например, института частной собственности, а во-вторых, помогает хозяйствующим субъектам правильно реагировать на рыночные сигналы. Среди прочих рыночных институтов конкуренция характеризуется той специфической особенностью, что лишена свойств самоорганизации и устойчивости. Она не может быть ни результатом согласованных действий, ни следствием поведения хозяйствующих субъектов, что указывает на необходимость регулирования самой конкуренции извне как условия ее сохранения. Поэтому если для А. Смита конкуренция выступала в качестве способа спонтанной упорядоченности рынка, то в настоящее время саму конкуренцию принято рассматривать как упорядоченную систему, приоритет в обосновании чего принадлежит немецкой неолиберальной школе (В. Ойкен, Х. Ламперт). В этом смысле для понимания значения конкуренции в рыночном хозяйстве первоочередным является не определение критериев типа конкуренции (неоклассическая теория), что само по себе важно, а выявление тех институциональных условий, которые обеспечивали бы максимально благоприятную среду для функционирования и развития конкуренции. Только в этом случае конкуренция сможет играть роль эффективного координатора и фактора целостности хозяйственной системы.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное