+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Формирование модели управления развитием рыночной инфраструктуры в регионе - Р.В. Ярош

Дата: 08.11.2011    Автор: Р.В. Ярош

Одним из основных факторов, сдерживающих развитие регионов, является отсутствие необходимого спектра рыночных институтов, высокий износ основных фондов, в особенности в транспортном секторе и жилищно-коммунальном хозяйстве. Большинство российских регионов испытывают потребность в модернизации и/или полной замене объектов инфраструктуры, которые претерпели сильный износ в течение 1990-х и в начале 2000-х гг. Степень износа инфраструктуры в различных регионах является достаточно неравномерной: в отдельных регионах показатель накопленного износа основных средств компаний ЖКХ составляет до 80%. Такие регионы являются крайне уязвимыми к рискам непредвиденных расходов, что сдерживает их экономическое развитие. Другими факторами, ограничивающими эффективность государственных инвестиций, и, как следствие, сдерживающими экономическое развитие на региональном уровне, являлся небольшой горизонт бюджетного планирования, относительно слабое управление долгосрочными инвестиционными проектами, недостаточная развитость субфедерального рынка капитала и достаточно короткий период стабильности институциональной базы, регулирующей межбюджетные взаимоотношения.

 

В последнее время произошли институциональные изменения, позволяющие участие частного капитала в модернизации и развитии инфраструктуры посредством осуществления проектов в рамках государственно-частных партнерств. Масштабная бюджетная реформа, которая была начата в 2005 г., обеспечила постепенную стабилизацию общей институциональной базы для российских регионов. Была создана новая система местного самоуправления и законодательно зафиксирован стабильный перечень расходных обязательств и источников дохода субъектов федерации.

 

В настоящее время в городах концентрируются новые технологии, а также инфраструктуры, обслуживающие их создание и распространение, инфраструктуры, сберегающие и умножающие человеческий капитал. Прежние инженерные инфраструктуры, на которых выстраивалась индустриальная экономика, для нормального функционирования постиндустриальной экономики должны быть дополнены интегрирующими рыночными элементами. Во многом это объясняется тем, что:

 

а) происходят изменения в старых инфраструктурах (транспорт, связь, энергоснабжение и пр.). Основное, что в них меняется – это скорость коммуникации, степень разнообразия предложений, возможности доступа;

 

б) появляются новые инфраструктуры, прежде всего институциональные, информационные, телекоммуникационные, а также те, что обеспечивают доступ к социальным и культурным благам, правовую и личную безопасность, отдых и досуг людей;

 

в) в пакетах инфраструктур меняется вес отдельных из них. На первое место стали выходить не инженерные, а новые рыночные инфраструктуры (информационные, финансовые, образовательные, управленческие, научно-исследовательские, экологические и пр.), обслуживающие интеллектуальную деятельность и формирующие новую культурную среду на определенной территории.

 

Таким образом, можно предположить, что в основу построения современной модели развития региональной инфраструктуры могут быть включены следующие положения:

 

1. Строительство современных «культурно-экономических» регионов должно начинаться с создания площадки для их прикрепления к территории страны, т.е. с создания необходимых для этого инфраструктур.

 

2. При строительстве инфраструктур должен применяться принцип «пакетной сборки»: для определенных «культурно-экономических» регионов формируется собственный «пакет», который локализуется на определенных территориях.

 

3. Должен быть выбран «каркас», «несущая конструкция», на которой собираются инфраструктуры. Этим «каркасом» для локализации на территории России центров мобильных «культурно-экономических» регионов должны стать не субъекты федерации, не площадки отдельных промышленных предприятий, не отрасли, а крупные города, в первую очередь мегаполисы, на основе которых формируются инновационные кластеры, а в качестве приоритетных должны выбираться проекты развития городских сообществ, основанные на форвардных городских проектах.

 

4. Представляется целесообразным строить новые «культурно-экономические» регионы, используя для этого гуманитарные технологии. Технологический выигрыш в конкуренции с регионами, локализованными на территории других стран, будет достигнут в том случае, если Россия создаст и применит новые гуманитарные технологии на базе собственного социального и интеллектуального капитала.

 

5. Фактором интеграции потенциала развития территорий является не размещение производственных фондов на определенном пространстве, не изолированно взятого технического проекта, а создание культурных сообществ. Создание же собственных новых экономических регионов всегда будет происходить в результате реализации комплексных социально-гуманитарных проектов.

 

6. Критерием успешности данных проектов должны рассматриваться повышение уровня доверия в обществе и удлинения кооперационных цепочек взаимодействия.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное