+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Государственная собственность в системе отношений собственности.

Дата: 04.10.2011    Автор: Е.С. Жилинский

Государственная собственность – одна из форм собственности. В Конституции Российской Федерации она приведена на втором месте после частной. В соотношении государственной собственности с частной можно выделить три основных подхода. Первый сводится к тому, что государственная собственность, будучи особой формой собственности, нуждается в особой юридической защите ввиду ее, в отличие от частной собственности, всенародного характера. По вопросу о том, что означает «всенародный характер государственной собственности», научная полемика ведется с тех пор как появилось само приведенное словосочетание. По мнению А.В. Венедиктова, высказанного еще в 1948 г., «всенародный характер государственной социалистической собственности выражается прежде всего в том, что единым и единственным собственником всех государственных имуществ является весь советский народ в лице своего социалистического государства. Тем самым дано выражение всенародности государственной собственности: ее использование в интересах всего народа»[1]. С мнением А.В. Венедиктова надо согласиться, сделав, однако, непременную историческую поправку на происшедшие с тех пор изменения: нет больше социалистической собственности, нет советского народа и нет советского государства. Их место заняли соответственно государственная собственность, народ Российской Федерации и российское государство.

 

В качестве второго подхода можно привести позицию С.С. Алексеева, считающего необходимым в будущем вовсе отказаться от государственной собственности: «нужно отдавать ясный отчет в том, что феномен государственной собственности по самой своей природе таит опасность соскальзывания экономических отношений в область административного управления со всеми вытекающими отсюда последствиями. Использование этого растратного и экономически неэффективного феномена, даже очищенного от наслоения тоталитарного общества, может быть оправдано только в качестве вынужденной меры (в военной обстановке, при выходе из глубокого кризиса, для решения некоторых «нерыночных» социальных проблем), да и то в условиях, когда в обществе создалась и утвердилась система истинно собственнических отношений с их вещными, персоналистическими характеристиками и свойством абсолютности для лиц – носителей права собственности»[2]. Этой точки зрения придерживаются также и некоторые экономисты[3]. Подобные рассуждения не могут не вызвать самого решительного возражения. Государство, лишенное «собственной собственности», обречено, оно не в состоянии выполнять свои социальное назначение и функции. Пагубные последствия реализации приведенных выше прогнозов можно проследить на примере СССР, когда фактическая утрата государством своей собственности привела к его развалу. Различные подходы к оценке государственной собственности и ее исторических судеб, соотношению государственной собственности и частной обусловлены как неоднозначным пониманием государственной собственности, так и другими факторами: экономическими, социальными, политическими, духовными.

 

Вывод может быть только один: позиция ученых об отмирании или вообще о вредности государственной собственности ошибочна. Напротив, надо распространять точку зрения о необходимости наличия и укрепления государственной собственности для государства, общества, народа и опасности ее полной трансформации в другие формы собственности.

 

В науке значение государственной собственности рассматривается в различных смыслах. В узком – только для защиты существующего социально-экономического строя и материального содержания органов государственной власти, полиции, армии, судов и т.д.[4] В широком смысле обращается внимание на то, что государственная собственность:

  • создает материальные предпосылки для обеспечения устойчивого воспроизводства общественного капитала, функционирующего в национальной экономике. Это обусловлено тем, что к государственной собственности относятся ключевые отрасли сферы экономики, имеющие общенациональное значение. Государству, как правило, принадлежат важнейшие объекты производственной инфраструктуры, влияющие на развитие народного хозяйства;
  • позволяет государству быть самостоятельным субъектом в экономических правоотношениях с другими субъектами собственности внутри страны и за рубежом;
  • служит гарантом обеспечения многих международных и внутренних договоров и соглашений, межгосударственного залогового права;
  • обеспечивает функционирование капиталоемких отраслей, производств и сфер экономики, имеющих высокий уровень обобществления и требующих таких капиталовложений, которые не под силу частному капиталу (космическая промышленность, современная информационная связь, обеспечение экономической безопасности и т.д.);
  • создает благоприятные условия для развития частного предпринимательства, принимая на себя большую долю издержек в тех сферах хозяйственной деятельности, которые невыгодны для частного предпринимательства;
  • обеспечивает функционирование некоммерческой социальной сферы и производство общественных благ;
  • материально обеспечивает национальную безопасность, а также сглаживание экономических кризисов, мобилизуя ресурсы на быстрейший выход из кризиса[5].

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное