+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Контроллинг в управлении государственным унитарным предприятием - М.С. Бокова

Дата: 14.11.2011    Автор: М.С. Бокова

Под системой контроллинга в управлении государственной собственностью понимается экономический механизм, обеспечивающий совокупный процесс анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности, оценку отклонения фактических данных (количественного и качественного состояния) от плановых под воздействием условий внешней и внутренней среды и реализацию менеджментом комплекса мероприятий с целью выработки наиболее оптимальных и своевременных решений в управлении развитием государственной собственностью с последующим их учетом и корректировкой.

 

Повышение результативности и эффективности системы менеджмента качества в управлении государственной собственностью может положительно сказываться на финансовых результатах организации, например:

а) внутренне, посредством сокращения отказов процессов и продукции или расточительного расходования (снижение себестоимости содержания государственной собственностью);

б) внешне, посредством сокращения отказов продукции, снижения затрат на компенсацию по поручительствам и гарантиям, а также снижения цены потери в процессе управления.

 

Информация по таким вопросам может также обеспечивать средство установления нерезультативной или неэффективной деятельности и инициировать подходящие действия по улучшению.

 

Финансовую отчетность по деятельности, связанной с функционированием системы менеджмента качества и соответствием продукции, следует использовать при анализе со стороны руководства.

 

Анализ требований международных стандартов системы менеджмента качества, требований технического регламента позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования управления информационными потоками, т.к. без этого невозможно внедрение и подержание контроллинга в любом виде хозяйственной деятельности.

 

Сфера влияния системы контроллинга все более расширяется: начав с учета затрат и калькуляции себестоимости содержания государственной собственности, в настоящее время охватывает всю управленческую деятельность в социально-экономическом развитии не только конкретного хозяйствующего субъекта, но и системы хозяйствования любого государства.

 

Примером может служить изучение состояния унитарных предприятий, сохраняющихся в собственности субъектов Федерации, и порядка применения новых форм управления органами государственной власти отдельных субъектов Федерации в Пермской области, где была разработана система контроллинга деятельности предприятий, включающая ряд мер, в том числе антикризисные мероприятия, меры по оздоровлению предприятий и др. В данном случае основная цель контроллинга – ориентация управленческого процесса в унитарных государственных предприятиях и бюджетных учреждениях, с одной стороны, на безубыточность деятельности, с другой – на работу в интересах потребителей их услуг.

 

Анализ деятельности корпоративных организаций и унитарных предприятий позволил заключить, что контроллинговая деятельность исходит из решения следующих задач:

-       формирование информационной системы, обеспечивающий точный мониторинг управления, необходимый для анализа тактических и стратегических планов, результатов деятельности менеджмента и отклонений от заданных параметров;

-       формулирование целей и выработка рекомендаций для принятия решений, планов, программ с точки зрения их ресурсного обеспечения;

-       установление и применение мер ответственности к линейному менеджменту (государственных служащих) за неисполнение принятых решений и нарушение условий развития субъекта хозяйствования.

 

Кроме того, в рамках контроллинга технология бюджетирования должна быть поставлена в зависимость от:

-       контроля и оценки эффективности работы руководителей (государственных служащих) путем сравнения фактических затрат с нормативами;

-       определения потребности в денежных и других ресурсах в зависимости от целей и результатов деятельности государственных унитарных, казенных предприятий;

-       определения узких мест в работе по управлению движимым, недвижимым имуществом;

-       координации деятельности и учреждений, имеющих различные цели, но получающих ресурсы из одного источника (например, бюджета субъекта Федерации).

 

Представляется, что внедрение такого опыта было бы полезно и в других субъектах Федерации.

 

В зависимости от типа реализуемых целей контроллинг разделяют на стратегический и оперативный. Стратегический контроллинг ориентирован прежде всего на выявление и отслеживание будущих шансов и рисков в управлении в долгосрочном периоде, т.е. поиск, расширение и сохранение потенциала развития. Цель оперативного контроллинга – создание системы управления достижением текущих целей экономического субъекта (обычно в рамках одного г.), а также принятие своевременных решений, прежде всего в сфере оптимизации соотношения «затраты – прибыль».

 

Центральное место в системе оперативного контроллинга занимают оперативный анализ и соответствующий инструментарий управления, позволяющие поддерживать эффективное равновесие между оборотом, затратами и прибылью государственной собственности, а также незамедлительно осуществлять регулирующие действия.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное