+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Медицинская услуга – объект гражданских прав - Б.И. Алмазова

Дата: 14.10.2011    Автор: Б.И. Алмазова

В соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса РФ услуги являются одним из видов объектов гражданских прав. Легальное же определение услуги закреплено в статье 38 Налогового кодекса РФ: услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе этой деятельности.

 

Необходимо сказать о том, что услуга обладает определенными имущественными чертами и может входить в сферу гражданско-правового регулирования. В подтверждение этому можно привести высказывания М.В. Кротова, определяющего место услуги в системе общественных отношений как «элемента имущественного отношения, поскольку, как и вещь, услуга представляет собой определенную форму продукта труда и обладает всеми свойствами товара»[1], а также Е.Д. Шешенина: «В сферу услуг входят только те экономические отношения, когда граждане для удовлетворения своих потребностей получают «особую потребительную стоимость», в виде деятельности обслуживающей организации»[2], услуга создает определенный экономический эффект[3].

 

Спорным является вопрос рассмотрения правовой природы услуги как объекта гражданско-правового регулирования. В теории гражданского права существует несогласованность по поводу критериев, которые необходимо учитывать при изучении правового явления «услуга» и подготовке соответствующих предложений по нормативному закреплению характеристик услуги[4].

 

Мнения ученых в определении сущности услуги различаются. Основным же способом выявления специфики услуги как объекта гражданских прав избирается определение услуги через ее соотношение с работами, выполняемыми в рамках договора подряда. Ю.X. Калмыков определяет услугу как «деятельность, направленную на удовлетворение материальных и культурных потребностей населения с предоставлением каких-либо льгот услугополучателю, созданием удобств для пользователя»[5]. По мнению данного автора действия всегда создают определенный юридический эффект, поэтому нельзя разделять договор подряда и договор на оказание услуг по принципу достижения материальных или юридических последствий. Особенность заключается в том, что услуга является действием с признаками предоставления льгот или создания удобств, а потому, если работа по договору подряда удовлетворяет данным признакам, то такую работу следует считать разновидностью услуг. И.Л. Брауде, наоборот, характеризует услугу как разновидность работ по договору подряда[6]. Д.И. Степанов, рассматривая вопрос о понятии услуги, наряду с работами и услугами выделяет «как бы услуги», которые согласно его точке зрения «опосредуют поддержание известного качественного состояния вещей, а также внешнего вида людей и животных, ремонт бытовой техники»[7]. Основаниями для выделения такого вида объекта гражданских прав у Д.И. Степанова выступают такие характеристики действий, как неустойчивость результата, легкость исчезновения вещи и возвращения ее к первоначальному состоянию.

 

Другая группа ученых стремится определить сущность услуги, исходя из сугубо экономических подходов. М.В. Кротов предлагает рассматривать услугу как процесс труда или как продукт труда. Если услуга является процессом труда, то следовало бы вести речь о длящемся характере услуги и относить данные действия к сфере регулирования трудового права. Услуга как объект гражданских правоотношений выступает только как продукт труда, не имеющий овеществленной формы. В случае оказания услуги, в результате которой изменяются материальные свойства вещи, ее местоположение, следует, по мнению М.В. Кротова, говорить о выполнении работ, т.е. предмете договора подряда[8]. Результат некоторых видов услуг (например, медицинских или образовательных) по их природе не может быть гарантирован исполнителем услуги, полезный эффект услуги может достигнуть или не достигнуть желаемого результата, в то время как экономический характер услуги нисколько от этого не зависит и услуга подлежит оплате как таковая. Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что услугой является деятельность гражданина или организации, потребляемая в процессе ее осуществления, продукт которой не имеет овеществленного выражения.

 

Правовой подход к понятию услуги, основой которого также послужило понимание услуги в экономическом смысле, мы обнаруживаем у Е.Д. Шешенина, дающего следующее определение: «под услугой следует понимать деятельность, осуществляемую во исполнение гражданской обязанности и не связанную с созданием вещественного блага»[9].

 

Существует и другое направление мысли по определению сущности услуги, которого придерживаются некоторые ученые, не рассматривающие услугу как особый объект гражданских прав и отрицающие необходимость выделения правовой конструкции договора по оказанию услуг – отрицание существования (А. Ю. Кабалкин)[10].

 

Благодаря такому многообразию правовых подходов к пониманию услуги можно выделить следующие ее основные признаки как правовой категории:

  • услуга как деятельность, связанная с удовлетворением потребностей лица;
  • услуга как материальное благо, создающая полезный эффект материального (в данном случае неовеществленного) характера и имеет особую потребительную стоимость – полезный эффект (удовлетворение потребностей лица), следовательно она выступает объектом имущественного оборота и относится к виду объектов гражданских правоотношений;
  • результат услуги не имеет овеществленного выражения, услуга приобретается и потребляется в процессе ее оказания, поэтому не может быть впоследствии передана заказчиком другому лицу;
  • результат важен для заказчика, но при этом не является элементом услуги, не может быть гарантирован исполнителем.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное