+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Механизмы государственного стимулирования развития курортно-рекреационного комплекса - Б.В. Катальянц

Дата: 02.11.2011    Автор: Б.В. Катальянц

Государственное регулирование экономического развития есть воздействие управляющих структур на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру для обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, реализации социально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развития народнохозяйственных отраслей. Государство должно активно влиять на институциональную среду путем целенаправленного процесса формирования и совершенствования функциональных саморегулирующихся экономических систем, в том числе и курортно-рекреационных комплексов, деятельность структурных элементов которых направлена на поддержание экономического равновесия и создание благоприятных условий для устойчивого эволюционного развития.

 

Государственное стимулирование развития курортно-рекреационной сферы обусловлено необходимостью сохранения пропорциональности территориальных и отраслевых народнохозяйственных комплексов, проведения эффективной политики занятости и оздоровления населения, обеспечения роста бюджетных доходов и управления состоянием платежного баланса. В виду того, что исторически курортно-рекреационная система была основной базой обеспечения социального туризма, характеризующегося в советский период массовостью и стабильностью, ее развитие обеспечивалось через соответствующие социальные государственные институты: фонд социального страхования, профсоюзы, медицинские и ведомственные учреждения. Все предприятия курортно-рекреационного комплекса соответственно были разделены между этими социальными и ведомственными учреждениями, обеспечивающими им постоянную полную загрузку. Массовые потоки рекреантов формировались благодаря финансовой поддержке государства и профсоюзов, которые возмещали им 50-80 % стоимости путевок. За годы господства административной системы хозяйствования сложилась строгая в масштабах всего государства иерархическая схема: курорты, зоны отдыха и туризма подразделялись на имеющие различное официально фиксируемое значение - союзное, республиканское, областное и районное[1]. При переходе на рыночные отношения и смены форм собственности, оказалось, что предприятия и организации курортно-рекреационного комплекса, лишившись стабильного государственного обеспечения, не нашли до сих пор возможностей для адаптации к новым условиям хозяйствования. Поэтому одним из существенных факторов выхода курортно-рекреационной отрасли на траекторию устойчивого развития является переход на всех уровнях управления, на концепцию менеджмента, ориентированного на достижение конкурентоспособности управляемого объекта на основе научных методов, развитию маркетинга и учета человеческого фактора. Сегодня успех связан с тем, насколько адекватно предприятие или организация вписывается во внешнюю среду и приспосабливается к ней, то есть с ситуационным подходом в управлении, означающем, что все внутреннее построение системы управления есть ответ на различные воздействия внешней среды:

  • законодательства и общественного мнения;
  • политических, экономических, социальных факторов;
  • конкурентов, потребителей и поставщиков;
  • используемых ресурсов;
  • технологических и прочих факторов.

 

Между тем вопросы четкой формулировки конкретной проблемы курортно-рекреационной сферы, выявление целей и нахождение эффективных методов ее решении, предопределяют необходимость использования системного подхода, который предполагает переход от разрозненных частных моделей экономики региональной рекреации к общей концепции, позволяющей видеть всю систему связей и отношений, весь комплекс параметров, определяющих наилучшие пути ее развития и способствующих выполнению намеченных планов. Иными словами, принимая стратегические решения, необходимо наряду с исследованием внешней среды и конкуренции проанализировать собственные силы и оценить текущее состояние конкретного курортно-рекреационного комплекса. В данном контексте государственное стимулирование развития курортно-рекреационной деятельности должно строиться на основе изучения современной конъюнктуры рынка рекреационных услуг, специфики производства и потребления курортно-рекреационного продукта, анализа роли данной сферы в экономике и ее мультипликативного воздействия на другие отрасли народного хозяйства, социально-экономическое, культурное развитие регионов, внешнеэкономические связи, а также на экологию. Важно отметить также, что управление рыночной моделью развития курортно-рекреационной деятельности с элементами государственного регулирования на федеральном и региональном уровнях, должно осуществляться через два основных механизма:

  • во-первых, через рыночное саморегулирование путем достижения равновесия спроса и предложения;
  • во-вторых, через введение определенных механизмов государственного управления, координации и стимулирования [2]

 

Причем в первом случае речь идет о том, что для достижения высоких социально-экономических результатов эффективности курортно-рекреационной деятельности необходимо установить обязательными такие условия, как:

­ формулирование основных целей курортно-рекреационной деятельности в соответствии с принятыми требованиями рынка относительно качества при проведении хозяйственной политики;


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное