+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Межрегиональные экономические отношения и пути их совершенствования - Л.Б. Мункожаргалова

Дата: 04.10.2011    Автор: Л.Б. Мункожаргалова

В настоящее время в России формирование межрегиональных экономических отношений субъектов РФ происходит по пути образования межрегиональных структур. Это проявилось, прежде всего, в создании в 1991-1992 гг. 8-ми межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия и аппарата полномочных представителей Президента РФ 7-ми федеральных округах в 2000 г.[1]. Ассоциации экономического взаимодействия охватывают крупные территории, характеризующиеся общностью природных, исторических, национальных, хозяйственных и иных условий. Сходная структура промышленности, единая транспортная и энергетические системы, общие экологические проблемы, близкий уклад жизни населения и многое другое лежит в основе каждого объединения. Ассоциации экономического взаимодействия базируются на принципах полной добровольности и взаимного кооперирования. Субъекты Федерации делегировали им часть своих полномочий с целью улучшения экономической деятельности в рамках территории ассоциации. Формирование подобных структур происходило «снизу вверх» и мотивировалось со стороны региональных органов власти стремлением восстановить прежние или создать новые хозяйственные связи, а также на основе договорных соглашений осуществлять программы, непосильные отдельным субъектам Федерации в финансовом и ресурсном отношении. В условиях ослабления политического руководства центра в начальный период реформирования, характеризовавшихся сильнейшей кризисной ситуацией, межрегиональные ассоциации выступили важной формой горизонтальной интеграции субъектов Федерации в экономических и политических сферах.

 

В настоящее время отсутствие действенного правового статуса, отвечающего в полной мере решению поставленных задач, в значительной мере усложняют и снижают эффективность деятельности этой межрегиональной структуры. Ассоциации превращаются, с одной стороны, в общественную организацию с совещательно консультационными функциями, а с другой стороны, начинают брать на себя ряд функций в разрез с существующей законодательной базой. И хотя правовые основы деятельности ассоциаций законодательно определены, они все же недостаточны и сформулированы достаточно расплывчато. В них содержаться устаревшие положения, не отвечающие современному состоянию дел.

 

Объективный анализ деятельности ассоциаций показывает, что их работа в настоящее время осуществляется ниже своих потенциальных возможностей. К примеру, рассмотрим функционирование межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия «Дальний Восток и Забайкалье» на отдельно взятом предприятии АО «Жирекенский молибден» (горно-обогатительный комбинат) расположенном в Читинской области. По проблемам топливно-энергетического комплекса при Совете ассоциации образованы Координационный совет и региональный центр энергоснабжения. В первой половине 2002 г. компания ОАО «Читаэнерго» значительно сократила энергообеспечение рассматриваемого предприятия – производителя молибденового концентрата (крупнейшего в стране), в связи с тем, что предприятие не в состоянии платить 78 коп. за 1 кВТ/ч (экономически обоснованным является тариф – 21 коп за кВТ/ч) как требует «Читаэнерго» покупающая электроэнергию по значительно низкой цене, выполняя функцию посредника. Данная ситуация со стратегической позиции государства может привести к тому, что Россия полностью утратит позиции на рынке молибденового концентрата (внутреннем и моровом), так как там довольно успешно функционируют предприятия Китая и Казахстана. Наряду с этим возникает значительные социальные проблемы связанные с тем, что 5 тыс. чел. не только потеряют работу и утратят единственный источник средств существования в виду закрытия предприятия, но и лишаться элементарных условий быта, поскольку комбинат обеспечивает рабочий поселок тепло-, электро- и водоснабжением. Решетить возникшую проблему можно достаточно просто, а именно получить разрешение у Администрации Читинской области на закупку электроэнергии по прямым договорам у «Иркутскэнерго», находящегося с соседней Иркутской области. Однако «Читаэнерго» не желает обеспечивать транзит электроэнергии для Жирекенского ГОКа по тарифу ниже установленного им. Таким образом, в рассмотренной нами ситуации налицо слабость не только административного аппарата региона, но и слабое влияние ассоциации экономического взаимодействия на происходящее процессы, что в совокупности проявляется в замедлении социально-экономического развития вошедших в ее состав территорий.

 

Другой формой проявления межрегиональной интеграции выступают федеральные округа созданные в 2000 г. в количестве 7 единиц с целью укрепления государственной исполнительной власти на региональном уровне. Они представляют новый важный элемент механизма управления региональными экономическими и социальными процессами, которые превратились в промежуточное звено между федеральными органами власти и субъектами РФ. Так перед новым межрегиональным звеном были поставлены следующие задачи:

  • реализация внутренней политики государства через приведение законодательства субъектов РФ в соответствие с Конституцией России;
  • ликвидация прямых договоров между субъектами РФ с Правительством России о разграничении полномочий с целью создания единого законодательного поля на всей территории страны, что должно способствовать единству ее экономического пространства;
  • подготовка докладов о социальном и экономическом положении в округах;
  • регулирование экономического и социального развития регионов России посредством разработки (совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов РФ) программ социально-экономического развития территорий в пределах федеральных округов;
  • контроль за выполнением государственных решений и реализаций федеральных программ.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное