+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Направления развития технического автосервиса - А.Н. Хлопцев

Дата: 10.10.2011    Автор: А.Н. Хлопцев

Развитие системы автосервиса непосредственно связано с количеством автомобилей, эксплуатируемых в стране и в конкретных регионах. За период эксплуатации автомобиля затраты на техническое обслуживание и ремонт часто превышают его начальную стоимость. На поддержание работоспособности автомобиля и восстановление деталей требуется больше затрат ресурсов и объема работ, чем на его производство. Поэтому с ростом количества автомобилей возрастает спрос на услуги автосервиса, и в первую очередь, на услуги, оказываемые предприятиями технического автосервиса (ПТС). Поэтому рассмотрение тенденций развития автосервиса автор считает необходимым начинать с анализа автомобильного парка.

 

Проблемой отечественного автомобилестроения является несоответствие моделей и оснастки автомобилей, выпускаемых в России, тенденциям развития автомобилестроения за рубежом. Большая часть моделей морально устарела и уступает по потребительским свойствам зарубежным автомобилям десятилетней давности. Это снижает конкурентоспособность российского производителя даже на внутреннем рынке. Она обеспечивается, в основном, относительной дешевизною продукции и высокими таможенными пошлинами на ввоз в Россию автомобилей иностранного производства, как новых, так и подержанных.

 

К 2003 г. потребность российского рынка легковых автомобилей определяется величиной более 2000 тыс. автомобилей в год. Исходя из того, что таможенные пошлины имеют тенденцию к постоянному увеличению, следует предполагать, что основными конкурентами в борьбе за покупателей будут отечественные производители.

 

Структура автомобильного парка Российской Федерации по типам автомобилей выглядит следующим образом: в целом по России на долю легковых автомобилей приходится не менее 80 % от общей численности автомобильного парка, составляющей 21,6 млн. автомобилей. Доля грузовых автомобилей составляет примерно 13 %, или 3,51 млн. единиц. Автобусов в России значительно меньше - около 2 % от общей численности автомобильного парка, или порядка 0,54 млн. единиц.

 

Москва и Московская область лидируют по количеству автомобилей среди регионов Российской Федерации. В структуре автомобильного парка Москвы несколько больший удельный вес приходится на долю легкового автотранспорта - 87 % (по РФ в целом – 80%). В то же время в Москве меньше доля грузового автотранспорта - 8 % (РФ - 13 %), а также доля прочих автотранспортных средств - только 3 % (РФ -5 %). По данным Агентства рыночных исследований и консалтинга «Маркет» такая же диспропорция характера для парка автомобилей Санкт-Петербурга и других городов с населением более миллиона человек[1].

 

Существенное преобладание легкового автотранспорта обусловливает необходимость создания широкой и разветвленной сети СТО, ориентированной на техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей. Региональное распределение парка легковых автомобилей свидетельствует о том, что наибольшая концентрация легковых автомобилей наблюдается в регионах с большой численностью и высокой плотностью населения. Эти регионы являются базовыми для развития сети автосервиса легковых автомобилей. Грузовые автомобили в наибольшей степени сконцентрированы в регионах с развитой сетью автомобильных дорог и существенной потребностью в автоперевозках. В числе этих регионов - Тюменская область, где возникает необходимость в обеспечении грузовым автотранспортом нефтедобывающей промышленности, Краснодарский край, в котором осуществляются перевозки скоропортящихся сельскохозяйственных грузов, Архангельская область, имеющая высокую потребность в перевозке лесных грузов. В регионах со значительным парком грузовых автомобилей традиционно сложилась сеть грузовых предприятий автомобильного транспорта с собственной базой технического обслуживания и ремонта.

 

Автобусы в нашей стране находят наибольшее использование в густонаселенных регионах с развитой дорожной сетью: Москве и Московской области, Тюменской и Иркутской областях, Краснодарском крае. Техническое обслуживание и ремонт автобусов выполняются в автобусных парках. В ряде регионов страны наблюдается значительное увеличение парка грузовых автомобилей и автобусов с максимальными темпами прироста в ряде отдаленных северных и восточных регионов России: Магаданской, Камчатской, Читинской и других областях.

 

Столица России имеет самую высокую удельную долю автомобилей любых типов. Такое положение столицы России обусловлено большой концентрацией легковых автомобилей, доля которых превалирует в общей численности автопарка страны. Очевидно, подобная тенденция сохранится и в дальнейшем. Рост автомобильного парка в столице останется стабильным, на уровне последних 3 лет. Как уже было отмечено выше, ежегодно численность автомобилей в столице увеличивается, как минимум на 10 %, и, по-видимому, эта тенденция сохранится на ближайшие годы. Однако, следует отметить, что некоторые эксперты прогнозируют снижение темпов прироста парка автомобилей как в Москве, так и в России в целом (до 4-6 % в год). Поскольку лидерство по всем типам АТС занимает Москва, в ней объективно должны развиваться услуги автосервиса по обслуживанию не только легковых автомобилей, но и грузовых, и автобусов. Сервисное обслуживание грузовых автомобилей и автобусов осуществляется на предприятиях грузового и пассажирского автомобильного транспорта, где имеются зоны ТО и ремонта, а также производственные отделения, обеспечивающие работу этих зон. Объемы работ предприятий технического автосервиса находятся в прямой зависимости не только от численности автомобильного парка и его структуры по типам автомобилей, но и от показателей, характеризующих износ подвижного состава, в т.ч. от среднего возраста эксплуатируемых автомобилей.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное