+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Направления совершенствования законодательства Российской Федерации о вине и виноделии - В.А. Берзин

Дата: 09.11.2011    Автор: В.А. Берзин

В настоящее время винодельческая отрасль России находится в нестабильном состоянии, не преодолев не только последствия ударов стихии несколько лет назад и продолжающегося экономического кризиса, но и отдаленные последствия антиалкогольной кампании 1985-1986 гг. Наиболее острыми для виноградарско-винодельческой отрасли вопросами являются вопросы сокращения площадей виноградников, объемов производства винограда, и как следствие этого – снижение производства качественных, известных на всю страну виноградных вин и коньяков. Причем эти проблемы касаются не только Кубани, на долю которой приходится почти половина производства винограда и его переработки на Северном Кавказе, но и всех соседних винодельческих регионов. Во многих из них отрасль стала низко рентабельной, а то и убыточной. Без помощи государства, без его участия российским производителям не справиться с этими проблемами, неконтролируемого экспорта в Россию вин из Молдовы и ряда стран Европы, идущего явно в ущерб отечественным виноделам[1].

 

Как добиться рентабельности и мировой конкурентоспособности российской винодельческой отрасли, как защитить ее от ударов стихий, в том числе рукотворных в сфере экономики? Одним из эффективных правовых средств решения указанных задач за рубежом зарекомендовало себя принятие профильного законодательного акта о вине и о поддержке винодельческой отрасли (Австрия – Федеральный закон «О виноделии»; Армения – Закон Армении «Об алкогольных напитках из виноградного сырья»; Болгария – Закон Болгарии «О вине и спиртных напитках» от 16 сентября 1999 г.; Грузия – Закон Грузии «О виноградной лозе и вине» от 12 июня 1998 г. № 1438-IIс (с последующими изменениями); Испания – Закон Испании от 10 июля 2003 г. № 24/2003 «О винограднике и вине»; Молдавия – Закон Республики Молдова «О винограде и вине» № 57-XVI от 10 марта 2006 г.; Португалия – Декрет Португалии № 16684 от 2 апреля 1929 г.; Декрет-Закон Португалии № 42590 от 16 октября 1959 г.; Декрет Португалии № 43067 от 12 июля 1960 г.; Декрет-Закон Португалии № 39/84 от 2 февраля 1984 г.; Закон Португалии от 5 марта 2004 г. № 7/2004 «О наделении правительства правом принимать акты по борьбе с нарушениями законодательства о виноградниках, производстве, торговле, переработке и транзите вина и иной винодельческой продукции и деятельности в этом секторе»; Декрет-Закон Португалии № 212/2004 от 23 августа 2004 г. «Об институциональной организации сектора виноделия»; Декрет-Закон Португалии № 213/2004 от 23 августа 2004 г. «О договоренности о преступлениях, связанных с нарушениями порядка производства, переработки и транзита вина и других продуктов виноделия и деятельности в этом секторе»; Украина – Закон Украины «О винограде и виноградном вине» № 2662-IV от 16 июня 2005 г.; Франция – Декрет-Закон Франции от 30 июля 1935 г. «О защите рынка вин и о торговом режиме алкогольной продукции»; Декрет-Закон Франции от 28 сентября 1935 г. «О защите рынка вина»; Декрет Франции от 21 апреля 1972 г. № 72-309, определяющий применение Закона Франции от 1 августа 1905 г. относительно подлогов и фальсификаций вин, игристых вин, шампанских вин и ликерных вин; Декрет Франции от 24 октября 1994 г. № 94-915 о регулировании оборота вин контролируемых по происхождению наименований; Декрет Франции от 13 августа 1996 г. № 96-737 о регулировании оборота вин контролируемых по происхождению наименований (редакция на 22 августа 1996 г.); и мн. др. нормативные правовые акты, в том числе систематически принимаемые Декреты по конкретным маркам вин контролируемых по происхождению наименований. В России Закон о вине впервые был принят в 1914 г. – «Закон о виноградном вине» от 24 апреля 1914 г. Однако этот законодательный акт утратил свою силу после октябрьского переворота.

 

Дискуссия о необходимости принятия федерального закона о винограде и вине (нам представляется более подходящим название – «О вине и виноделии») и о возможном содержании такого федерального закона началась в нашей стране уже достаточно давно[2], но пока не привела к ощутимым результатам. Одной из причин является несогласованность позиций участников дискуссии по ряду вопросов, что требует дополнительного обсуждения. Но в любом случае, принятие такого акта необходимо. По словам С. Лысенко, отсутствие внятной и последовательной государственной политики в сфере регулирования производства и оборота алкоголя тормозит развитие отрасли, снижает ее конкурентоспособность. Надо четко разделить производство на основе этилового спирта и производство благородных напитков, сырьем для которого является виноград[3]. По мнению А. Гордеева, формирование правильной нормативно-правовой базы придаст новый импульс развитию виноградарства и виноделия в России[4].

 

Считаем важным рассмотреть проблемы, факторы и иные обстоятельства, обуславливающие необходимость принятия федерального закона «О вине и виноделии», а также доводы против принятия такого федерального закона и предполагаемые причины неуспеха инициативы Законодательного Собрания Краснодарского края от 28 мая 2003 г. по внесению в Государственную Думу ФС РФ проекта федерального закона «О винограде и вине».

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное