+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Опровержение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, как внесудебный способ защиты прав и интересов граждан и организаций - А.Ф. Суржик

Дата: 14.10.2011    Автор: А.Ф. Суржик

Российское законодательство четко регламентирует деятельность органов печати, телевидения, радио с целью недопущения нарушений прав и интересов граждан и организаций. Если же права и интересы нарушены какой-либо недобросовестной публикацией или иным способом распространения сведений, то Гражданский кодекс РФ и Закон «О средствах массовой информации» содержат достаточно эффективный юридический механизм, с помощью которого любое лицо имеет возможность защитить свою честь, достоинство и деловую репутацию. Этот механизм включает в себя право на опровержение не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство сведений или опубликование ответа в том средстве массовой информации, которое распространило сведения.

 

Гражданин или юридическое лицо в соответствии с Законом «О средствах массовой информации» могут, не обращаясь в суд, потребовать непосредственно от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации. В том случае, если редакция не располагает доказательствами того, что распространенные ей сведения соответствуют действительности, она обязана их опровергнуть. Заинтересованное лицо может предоставить свой текст опровержения. Если он соответствует требованиям закона, то данный текст подлежит опубликованию. В тексте опровержения должно быть указано:

а) какие сведения не соответствуют действительности;

б) когда и как они были распространены данным средством массовой информации.

 

Опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком «Опровержение», как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение или материал. По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал.

 

Объем опровержения не может более чем вдвое превышать объем опровергаемого фрагмента, но нельзя требовать, чтобы он был короче стандартной машинописной страницы. Опровержение по радио и телевидению не должно занимать меньше эфирного времени, чем требуется для прочтения диктором стандартной страницы машинописного текста.

 

Опровержение должно последовать:

  1. в средствах массовой информации, выходящих в свет (эфир) не реже одного раза в неделю, в течение десяти дней со дня получения требования об опровержении или его текста;
  2. в иных средствах массовой информации — в подготавливаемом или ближайшем планируемом выпуске.

 

В течение месяца со дня получения требования об опровержении либо его текста редакция обязана в письменной форме уведомить заинтересованных гражданина или организацию о предполагаемом сроке распространения опровержения, либо об отказе в его распространении с указанием оснований отказа.

 

В соответствии со ст. 45 Закона «О средствах массовой информации» в опровержении должно быть отказано, если данное требование:

  1. само является злоупотреблением свободой массовой информации;
  2. противоречит вступившему в законную силу решению суда;
  3. является анонимным.

 

Кроме того, в опровержении может быть отказано:

1) если опровергаются сведения, которые уже опровергнуты в данном средстве массовой информации;

2) если требование об опровержении либо представленный текст его поступили в редакцию по истечении одного года со дня распространения опровергаемых сведений.

 

Отказ в опровержении либо нарушение установленного порядка опровержения обжалуются в суде в течение года со дня распространения опровергаемых сведений.

 

В тех случаях, когда в отношении гражданина или юридического лица (религиозной организации) в средствах массовой информации распространены не соответствующие действительности сведения (которые не порочат честь, достоинство и деловую репутацию), либо распространены сведения ущемляющие права и законные интересы гражданина и деловую репутацию юридического лица, они имеют право на опубликование ответа в том же средстве массовой информации.

 

Порядок опубликования ответа и отказа в таковом аналогичен процедуре опровержения.

 

Сравнение текста ч. 3 ст. 152 ГК и ст.46 Закона «О средствах массовой информации» обнаруживает разногласие, заключающееся в том, что Гражданский кодекс не дает права гражданам и юридическим лицам на опубликование ответа в случаях распространения не соответствующих действительности сведений, не ущемляющих их права и законные интересы, хотя такое право предусмотрено Законом «О средствах массовой информации». Поскольку Гражданский кодекс вступил в силу позднее Закона «О средствах массовой информации» именно его и следует применять на практике в случае возникшего противоречия.

 

Опровержение от ответа отличается двумя признаками:

 

а) Опровержение исходит от редакции (хотя текст может быть предложен лицом, в отношении которого распространены не соответствующие действительности сведения).


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное