+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Основные направления развития рынка ГКО - Р.Ш. Хусаинов

Дата: 03.10.2011    Автор: Р.Ш. Хусаинов

В статье подведены итоги функционирования рынка ГКО Узбекистана с момента его создания. Приведены недостатки и проблемы, препятствующие успешному развитию этого рынка. Суммирован ценный опыт России и UK как рынках T-bills and Gilts, а также опыт государственного регулирования рынка облигаций на примере DMO. На этой основе осмыслены уроки становления и предлагаются рекомендации по развитию рынка ГКО в Узбекистане.

 

Характеристика рынка ГКО. Анализируя развитие рынка ГКО в Узбекистане, можно констатировать: сформировался пока единственный рынок государственных облигаций - рынок государственных краткосрочных облигаций (ГКО), который имеет очень короткую историю. Был разработан и реализован механизм функционирования этого рынка. Создана структура органов управления, в которую вошли Министерство Финансов в качества эмитента ГКО, ЦБ как агент государства, обслуживающий выпуск ГКО, а также координирующий и контролирующий их обращение; КБ, нацеленные на выполнение функций официальных дилеров. На УРВБ была создана информационная система, обеспечивающая необходимый технический цикл эмиссии, обращения, погашения и хранения ГКО. В 1998 году произведена реструктуризация института дилеров рынка ГКО путем разделения их на первичных и вторичных дилеров. Из 25 дилеров 9 являются первичными, 16-вторичными. Происходит постепенное «удлинение» продолжительности государственного долга посредством эмиссии облигаций с большим сроком обращения (9-, 12- месячных). Таким образом, рынок ГКО Узбекистана не только создан, но и функционирует, правда, имея серьезные проблемы, мешающие его развитию.

 

Ситуация на рынке ГКО Узбекистана с момента его эмиссии складывалась следующим образом. С весны 1996 до осени 1997 года участники рынка стали осторожно осваивать этот своеобразный инструмент денежного рынка. Это был этап апробации. С осени 1997 до весны 2000 года это период ускоренного развития рынка ГКО. Министерство финансов значительно увеличило объёмы эмиссии ГКО и коммерческие банки «почувствовали вкус к лёгким деньгам». В эти годы объёмы годовой эмиссии ГКО составляли 40-70 млрд. сумов. С одной стороны, Министерство финансов Республики Узбекистан было заинтересовано в большем привлечении средств на рынок ГКО, поскольку:

  • § это было внутренне заимствование, по которому технически невозможно допустить дефолт, ибо достаточно прибегнуть к эмиссии денег;
  • § внутренне заимствование гораздо выгоднее, чем внешнее, так как с учётом инфляции и девальвации сума доходы, получаемые от ГКО (20-21 %), по существу были негативными, т.е. ниже уровня инфляции.

 

Лето 2000-2001 гг. было этапом «разочарования и отрезвления», Как показывает анализ, испуганные задержками выплат инвесторы и банки пытались различными способами отозвать свои инвестиции и срочно избавиться от ГКО. В результате объёмы нового размещения на рынке не покрывали затраты Министерства финансов на выплату сумм по раннее эмитированным ГКО. Если до 1 июня 2000 года Министерство финансов тратило из бюджета на обслуживание рынка ГКО только 1.0-1.5 млрд. сумов при каждом аукционе, то в начале сентября оно тратило уже более 15 млрд. сумов, а вначале декабря уже более 26 млрд. сумов.

 

В результате таких действий со стороны МФ и ЦБ на рынке ГКО появились серьезные проблемы:

  • § неликвидный первичный и вторичный рынки ГКО;
  • § замедление развития рынка ГКО из-за практики финансирования Министерством Финансов дефицита государственного бюджета за счет льготных кредитов ЦБ;
  • § снижения объемов эмиссии ГКО в обращении;
  • § подорвано доверие инвесторов к рынку ГКО, из-за отрицательной доходности ГКО в реальном исчислении;
  • § задержки со стороны Министерства финансов при погашении ГКО;
  • § строго ограниченное количество участников рынка ГКО;
  • § Центральный банк не проводил операции с ГКО на открытом рынке.

 

Решение указанных выше проблем требует комплексного подхода.

 

Необходимо повысить ликвидность рынка ГКО. Ликвидность рынка ГКО зависит от многих факторов, таких как наличие институциональной основы рынка, поведение эмитента и покупателей, степень развития денежного рынка и его инструментов. Все эти факторы в совокупности формируют доверие экономических агентов к данному рынку.

 

Прекращение практики финансирования дефицита государственного бюджета за счет льготных кредитов ЦБ. В настоящее время Министерство Финансов практикует преимущественное финансирование бюджета через дешевые кредиты Центрального банка, а не через рынок ГКО. Отказ от централизованного кредитования значительно снизит инфляцию, повысит, в конечном счете, эффективность всей финансовой системы. Централизованные кредиты под льготный процент стимулировали обращение Минфина к Центральному банку за дешевыми кредитами и тем самым способствовали замедлению развития рынка ГКО.

 

Рекомендовать Министерству финансов существенно увеличить объем эмиссии ГКО в обращении. Увеличение ГКО должно покрыть ту часть дефицита, покрываемой в настоящее время за счет кредитов Центрального банка. В настоящее время объем рынка ГКО составляет менее 1 процента к ВВП, что является чрезвычайно низким показателем. Опыт других стран с переходной экономикой показывает, что без ущерба для бюджета это соотношение можно довести до 10-15% к ВВП. Увеличение эмиссии ГКО также стимулирует развитие всего рынка, что является необходимым элементом для развития операций Центрального банка на открытом рынке.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное