+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Особенности сферы туристско-рекреационных услуг в современных условиях - С.А. Ческидов

Дата: 10.10.2011    Автор: С.А. Ческидов

Формирование современной рыночной модели развития туризма и рекреации предполагает повышение эффективности действующей системы управления. При этом особое значение приобретает проблема совершенствования управления туризмом и рекреацией в регионах, располагающих богатым ресурсным потенциалом. Анализу указанной проблемы посвящены многие работы, в которых рассматриваются различные аспекты функционирования и развития санаторно-курортной сферы, туризма и рекреации. Вместе с тем комплексный подход к исследованию туризма и рекреации не нашел адекватного отражения в научной экономической литературе. Как правило, в публикациях, посвященных проблемам рекреации и туризма, данные понятия рассматриваются обособленно.

 

Анализ существующих определений понятия «туризм» приводит к выводу о том, что подавляющее большинство авторов трактует туризм только с точки зрения потребителя, т.е. туризм - путешествие, предпринятое с определенной целью. Под туризмом понимают временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну (или другую местность в пределах своей страны), в свободное время, с целью получения удовольствия и отдыха, реализации оздоровительных и лечебных, гостевых, познавательных, религиозных или профессионально-деловых потребностей, но без занятия в месте пребывания (посещения) работой, оплачиваемой из местного финансового источника[1]. Мы разделяем данный подход, однако, считаем, что в приведенном определении не нашло отражение значение туризма как сферы услуг, следовательно, оно нуждается в уточнении. На наш взгляд, данное понятие следует рассматривать более широко, а именно, не только с точки зрения потребителя, но и с точки зрения производителя - как сферы производства и реализации туристских услуг и товаров различными организациями, располагающими туристскими ресурсами. По нашему мнению, туризм - это специфическая отрасль экономики, включающая в себя деятельность туристских предприятий по предоставлению комплекса туристских услуг и продаже туристских товаров в целях удовлетворения потребностей человека, возникающих в период его путешествия (поездки). В данном случае туризм рассматривается как особый массовый род путешествий, с четко определенными целями, совершаемых туристами (то есть деятельность самого туриста), потребителями туристских услуг, и деятельность по организации и осуществлению (сопровождению) таких путешествий (то есть деятельность предприятий сферы туризма) производителя данных услуг.

 

Туристским услугам, как и любым другим услугам, присущи отличительные черты: они не являются материальными; относятся к социально-культурным (нематериальным), поскольку определяются деятельностью исполнителя услуги по удовлетворению социально-культурных потребностей: физических, этических, интеллектуальных, духовных и др. Отметим, что если понятие туристской услуги является устоявшимся, то анализ исследований показал, что определение туристско-рекреационной услуги требует уточнения. Данное уточнение предопределяет выявление взаимосвязи между туризмом и рекреацией.

 

В основе выделения сферы туристско-рекреационных услуг как самостоятельного сектора народного хозяйства, по нашему мнению, лежат следующие обстоятельства:

–    все виды учреждений, входящие в сферу туристско-рекреационных услуг, выполняют сложноинтегрированные общественные функции;

–    сфероотраслевая совокупность вышеуказанных предприятий имеет общую территориально-локализованную систему управления;

–    все предприятия сферы туристско-рекреационных услуг обладают сходным характером воздействия на другие отрасли хозяйства региона (строительство, транспорт, сельское хозяйство и др.), стимулируя их развитие;

–    предприятия сферы туристско-рекреационных услуг региона базируются на общем ресурсном потенциале, технологической и социальной инфраструктуре.

 

Исходя из изложенного, сферу туристско-рекреационных услуг можно определить как комплекс объединенных хозяйственно-организационных и территориальных групп предприятий, гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов лечебного, оздоровительного, спортивного и иного назначения, других организаций, участвующих в реализации функции данного региона. Максимальная эффективность функционирования туристско-рекреационных предприятий, использования природно-исторического, трудового и других ресурсных потенциалов территории, производственной и социальной инфраструктуры может быть достигнута при объединении их в единый комплекс и организации единой системы управления.

 

Характеризуя сферу туристско-рекреационных услуг как самостоятельную отрасль народного хозяйства, важно определить ее организационную структуру, т.е. выявить совокупность выполняемых функций объединенных между собой единством, системой управления и планирования, общностью технологических процессов предприятий, учреждений, организаций, которая и образует отрасль. Задача эта довольно сложная, что обусловлено, прежде всего, спецификой рекреационных потребностей, их комплексным характером. Встречающиеся в литературе попытки дефиниции рекреационной отрасли основаны на том, что в качестве главного признака отнесения предприятий к рекреационной отрасли принимается степень связи с рекреационной деятельностью. Сфера туристско-рекреационных услуг специализируется на обслуживании населения из числа жителей данного и других регионов (внутренние туристы), а также из числа жителей других стран (иностранные туристы).

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное