+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Понятие деловой репутации как объекта гражданского правоотношения - А.Ф. Суржик

Дата: 14.10.2011    Автор: А.Ф. Суржик

Впервые в современном российском гражданском законодательстве деловая репутация упоминается в п. 1 ст. 7 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. В соответствии с Основами деловая репутация защищается точно так же, как и давно известные нематериальные блага – честь и достоинство.

 

Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации не содержит принципиальных отличий от Основ по рассматриваемому предмету. Деловая репутация, таким образом, определяется как нематериальное благо, защита которого может осуществляться в судебном порядке.

 

Понятие репутации (вообще) в гражданском законодательстве отсутствует, есть лишь понятие деловой репутации. Если репутация – это сложившееся о лице мнение, основанное на оценке общественно значимых его качеств, то деловая репутация – оценка профессиональных качеств. Касательно деловой репутации коммерческих организаций следует отметить, что она в качестве нематериального блага в отдельных случаях относится к нематериальным активам коммерческой организации. Так, согласно ст. 1027 ГК РФ «по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю... Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации ...». На основании ст. 1042 ГК РФ деловая репутация может быть вкладом товарища в общее дело по договору простого товарищества. Денежная оценка вклада товарища производится по соглашению между товарищами. В силу ч.ч. 3 и 4 ст. 60 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» Банк вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации участников (акционеров) кредитной организации в случае приобретения ими более 20 % долей (акций) кредитной организации. Таким образом, деловая репутация в установленных законом случаях учитывается как правовая категория, умаление которой несет для участников хозяйственного оборота правовые последствия негативного характера. С учетом этого правильным представляется сделанный в юридической литературе вывод о том, что «деловая репутация, по сути, относится к нематериальным активам юридического лица, а право на нее сравнимо в юридическом плане с правом на интеллектуальную собственность. Следовательно, возможна приблизительная материальная (денежная) оценка деловой репутации». Но в этом случае получается, что в традиционное понимание деловой репутации как нематериального блага вносится существенная корректива, по которой деловая репутация предприятия или предпринимателя без образования юридического лица – это их нематериальные активы. Тогда возникает резонный вопрос, относится ли деловая репутация, входящая в состав нематериальных активов юридического лица или гражданина -предпринимателя, к числу личных неимущественных благ, указанных в ст. 150 ГК РФ и подлежит ли такая деловая репутация судебной защите от диффамации на основании ст. 152 ГК РФ. A.M. Эрделевский пришел к выводу, что «деловая репутация граждан – предпринимателей, которая может быть предметом договора коммерческой концессии, не относится к числу личных неимущественных благ в смысле ст. 150 ГК РФ и не может защищаться путем компенсации морального вреда»[1]. Мы придерживаемся противоположной точки зрения. Статьи 150, 152 ГК РФ, где деловая репутация указана в качестве нематериального блага, подлежащего защите, не содержат какой – либо градации деловой репутации и каких – либо изъятий для отдельных проявлений деловой репутации в части судебной защиты от диффамации. Поскольку умаление деловой репутации для субъектов предпринимательской деятельности, как правило, связано, в конечном счете, с их имущественным статусом, то следует считать деловую репутацию неимущественным благом, связанным с имущественным[2].

 

«Разновидность репутации – «деловая репутация». В отличие от доброго имени и «просто» репутации, которые относятся к числу личных неимущественных прав, «деловая репутация» является личным имущественным правом или неимущественным правом, тесно связанным с имущественными правами, то есть относится к числу гражданских прав в чистом виде. В негативном смысле право на защиту чести может быть гарантировано посредством защиты либо достоинства, либо доброго имени и репутации лица»[3].

 

По словарю иностранных слов, репутация означает создавшееся общее мнение о достоинствах или недостатках кого-либо, чего-либо; приобретенную общественную оценку. А.П. Сергеев предлагает рассматривать репутацию в качестве категории, отражающей всестороннее восприятие человека другими людьми. Защита репутации соответственно должна охватывать целый ряд правовых средств, включая невмешательство в частную жизнь, должную персонификацию и неприкосновенность внешнего облика гражданина. Однако в ст. 152 ГК РФ столь широкое понимание репутации не нашло отражения.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное