+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Правовая природа налоговой ответственности - Е.Л. Цветкова

Дата: 13.10.2011    Автор: Е.Л. Цветкова

Составы административных правонарушений в области налогов и сборов предусмотрены статьями 15.3 - 15.11 КоАП РФ, при этом некоторые административные правонарушения дублируют налоговые правонарушения, определенные НК РФ: статья 15.3 КоАП РФ «Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе» содержит в себе признаки правонарушений, установленных статьями 116 и 117 НК РФ; статья 15.4 КоАП РФ «Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке или иной кредитной организации» корреспондирует со статьей 118 НК РФ; статья 15.5 КоАП РФ «Нарушение сроков представления налоговой декларации» - со статьями 118, 119 НК РФ; статья 15.6 КоАП РФ «Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля» повторяет статью 126 НК РФ; статья 15.11 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а статья 120 НК РФ устанавливает налоговую ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения.

 

Встает вопрос о целесообразности дублирования данных норм налоговой и административной ответственности, о правовом соответствии одновременного применения двух видов юридической ответственности при совершении одного правонарушения. Следовательно составы налоговых правонарушений, установленные НК РФ, могут быть без особых проблем консолидированы в КоАП РФ, поскольку по своей природе являются разновидностью (по объекту) административных правонарушений.

 

Если общая и особенная части налоговой ответственности не содержат системообразующей специфики, то процессуальная часть отличается значительным своеобразием.

 

Порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном главами 14, 15 НК РФ. Эти процедуры отличаются от тех, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях.

 

Производство по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом, заключается в вынесении решения по результатам рассмотрения материалов проверок в соответствии со статьями 100, 101 НК РФ.

 

По результатам проверки должностными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки. В случае несогласия налогоплательщика с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, он вправе представить в налоговый орган в двухнедельный срок со дня получения акта проверки возражения по акту. В случае представления возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит одно из следующих решений: о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения; о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

 

В случае несогласия налогоплательщика с вынесенным налоговым органом решением он имеет право оспорить его в судебном порядке. Процедура обжалования юридическими лицами и предпринимателями ненормативных актов налогового органа предусмотрена главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

В соответствии с пунктом 7 статьи 101 НК РФ в случае выявления нарушений, за которые налогоплательщики - физические лица или должностные лица налогоплательщиков-организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, должно составить протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применении административных санкций в отношении должностных лиц организаций и физических лиц, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с административным законодательством. Субъектом административной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах являются должностные лица организаций.

 

Таким образом, НК РФ при привлечении правонарушителей к административной ответственности содержит ссылки на КоАП РФ.

 

Административное взыскание за нарушение законодательства о налогах и сборах налагается в соответствии с процедурой, установленной КоАП РФ. Данная процедура включает в себя составление протокола об административном правонарушении, возбуждение административного дела, подготовку и рассмотрение дела об административном правонарушении, вынесение постановления. При несогласии с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении данное постановление также может быть обжаловано в судебном порядке.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное