+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Правовые основы финансирования малого и среднего бизнеса в Российской Федерации - Е.Н. Лысенкова

Дата: 12.10.2011    Автор: Е.Н. Лысенкова

Согласно официальной российской статистике, одной из самых серьезных проблем при создании собственного бизнеса является отсутствие доступа к финансовым ресурсам. В большинстве стран постсоветского пространства банки обычно обслуживают не более 30% населения, остальная же его часть, практически, не имеет доступа к банковским финансовым услугам. Нетрудно предположить, что потребность экономически активного населения нашей страны в доступе к финансовым ресурсам огромна. Все больше людей предпочитают иметь свой бизнес в качестве основного источника получения дохода, однако большинство из них не имеют доступа к капиталам для финансирования своего бизнеса.

 

Несмотря на то, что за 2004 г. кредитный портфель российских банков вырос в номинальном рублевом выражении почти в 2 раза, все же банки не в состоянии утолить кредитный голод российской экономики. Большинство средних и мелких предприятий продолжают испытывать серьезные затруднения в привлечении кредитных ресурсов.

 

По последним оценкам Ресурсного центра малого и среднего предпринимательства, из 6 млн. зарегистрированных субъектов малого предпринимательства в России потребность в кредите испытывают не менее трети. При этом оценочный размер рынка микрокредитов (до 10 млн. долл. США) только в зоне предпринимательского кредитования составляет около 4 млрд. долл. США.

 

Существующая финансово-кредитная система в России пока недостаточно адаптирована к работе с малым предпринимательством. Несмотря на то, что спрос на микрокредиты очень высок, банковский сектор, как правило, не находит для себя привлекательным этот сегмент рынка по следующим причинам. Прежде всего, фактор риска - мелкие заемщики, многие из которых не имеют постоянного места ведения бизнеса, не могут предоставить залог и не имеют надежных поручителей; они, действительно, являются высоко рискованной группой и не подходят под законодательно утвержденные банковские требования. Во-вторых, большинство банков ориентированы на выдачу крупных кредитов, т.к. процедуры для оформления являются обременительными и дорогостоящими по сравнению с суммой финансирования, которая необходима таким предпринимателям. Однако, на этом фоне, в России постепенно развивается рынок микрофинансовых услуг, оказываемых так называемыми микрофинансовыми организациями. Микрофинансовые организации обеспечивают доступ к финансовым и другим услугам малым предпринимателям, которые не имеют возможности получить банковский кредит. Поддерживая предпринимательство, они способствуют созданию и поддержанию рабочих мест, созданию успешно работающих частных предприятий.

 

Потенциальными клиентами микрофинансовых организаций являются начинающие предприниматели, которые не имеют опыта предпринимательской деятельности, не обладают достаточными собственными средствами для развития своего бизнеса, а также средствами обеспечения (предметами залога и т.д.) для получения банковского кредита.

 

Основной операцией, которую совершают все без исключения микрофинансовые организации, является, собственно, предоставление займов своим клиентам. Второй по значимости операцией следует назвать предоставление сберегательных услуг - различные виды привлечения средств клиентов на условиях возвратности, срочности, платности (такие операции осуществляют, как правило, кредитные кооперативы). Третья операция, также характерная для микрофинансовых организаций - предоставление консультационных услуг своим клиентам. Консультирование обычно сопутствует микрофинансированию, но не является приоритетным.

 

Формальное определение микрофинансовой деятельности на законодательном уровне в России в настоящее время отсутствует. Однако существующая нормативно-правовая база позволяет легитимно осуществлять микрофинансовую деятельность в рамках некоторых организационно-правовых форм.

 

Опыт развитых стран, в том числе стран Западной Европы и США, свидетельствует об устойчивом сосуществовании на кредитном рынке различных форм финансовых организаций. В ряде стран микрофинансирование (микрокредитование) достигло такого уровня развития, что его уже рассматривают как полноценный сектор экономики. Социальное и макроэкономическое значение микрофинансирования в мире настолько велико, что 2005 г. по решению ООН был объявлен Международным годом микрофинансирования. В связи с этим, была утверждена Международная программа микрофинансирования, то есть глобальная программа, работающая во многих странах мира через микрокредитные учреждения, целью которых является улучшение качества жизни малоимущих слоев населения и привлечение их к занятию предпринимательской деятельностью путем предоставления займов, а также сберегательных и других услуг.

 

Микрофинансирование получает все большее распространение и на российском рынке, постепенно становясь частью ее финансово-кредитной системы, дополняющей традиционный банковский сектор, расширяя доступ к заемным средствам той части населения, которая не отвечает требованиям традиционных кредитных организаций к заемщикам.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное