+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Проблемы идентификации инноваций - В.В. Ольховский

Дата: 01.11.2011    Автор: В.В. Ольховский

Новшества, как результаты фундаментальных или прикладных исследований, опытно – конструкторских разработок, в обобщенном выражении – интеллектуального труда, существуют в виде открытий, патентов, рационализаторских предложений, новых технологий; управленческого или организационного процесса; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий и определений; научных, организационных, производственных или иных принципов; стандартов, рекомендаций, методик, инструкций и других подобных объектов. Общим у них является отсутствие материально-вещественной структуры и информационный характер существования.

 

Данные объекты, при введении их в практическую деятельность организации, становятся инновациями – часть из них, определенная соответствующими нормативными регуляторами, учитывается в качестве нематериальных активов организации. Все они, как сказано выше, являются результатами интеллектуального труда и существуют в виде информации. Такая взаимосвязь указывает на справедливость утверждения ученных, что современная экономика это экономика информационных технологий, экономика новшеств, экономика знаний.

 

Инновация давно и оправданно стала экономической категорией – она имеет свой исследовательский аппарат, лингвистическую базу, которая при желании позволила бы, а в будущем и позволит создать свой специальный глоссарий, имеет, а это наиболее важно для экономики, свое место и роль в воспроизводственном процессе и в самой экономике как средстве прогресса и жизнеобеспечения общества.

 

Вместе с тем инновация ни как объект исследования, ни как объект управления не приобрела на сегодняшний день достаточно четких определений, бесспорных признаков и критериев.

 

Определенной проблемой является идентификация инновации – если это реализованное технологическое или продуктовое новшество, утверждение о том что речь идет об инновации – не вызывает сомнений. Но насколько справедливо относить к новшествам принципы, стандарты, рекомендации, методики – является дискуссионным вопросом. Даже первое – классическое утверждение (фактически аксиома) о том, что новый продукт, вынесенный на рынок и введенный в коммерческий оборот предприятия – инновация (продуктовая), на наш взгляд, не бесспорно. В целом инновация это комплексная категория и отнесение к инновациям нового продукта, вынесенного на рынок достаточно сложно, если учитывать степень и форму его модернизации, это о продукте уже известном потребителю в прежнем – устаревшем виде. Когда же речь идет об абсолютно новом, не выпускавшемся ранее продукте, вопросов о его инновационности, как это не парадоксально, оказывается больше, чем в случае с модернизацией. Простейший пример: электропоезд и паровоз. Электропоезд – бесспорная инновация относительно паровоза. Рассмотрение того в чем проявляются инновации электропоезда указывает на топливо и соответственно двигатель, кабину машиниста и общую форму… На форме инновации фактически заканчиваются, да и форма не принципиально ушла «вперед» – продолговата, перемещается на металлических колесах по металлическим полосам, называемым рельсами.

 

Нередко указывается, что инновация – это существенные изменения, так, например, изменение цвета изделия нельзя считать инновацией – почему? Может быть сторонникам такого мнения кажется незначительность новшества, может быть их мнение формирует низкая затратность введения и перспективы невысоких дивидендов.

 

Тоже спорно. Более десяти лет назад в автомобильном мире стала популярной серебристая краска. По сути это была инновационная технология комбинированной покраски, которая представляла собой многослойное покрытие. Нижний слой составляла серебристая краска многочисленных оттенков, верхний слой состоял из бесцветного лака. В России такой цвет стали называть «металликом». Новое покрытие увеличивало антикоррозионные качества, положительно влияло на общую прочность корпуса автомобиля. Отдельным достоинством покраски явилось ее воздействие на визуальную экологию – она стала зрительно формировать более чистое и прозрачное дорожное пространство. Американские ученые отметили, что данный цвет выбирают люди оптимистичного, творческого, открытого склада. Восприимчивые к новизне, в политическом ракурсе – демократы. Может быть это случайность, но именно на время появления и бурного роста популярности на американском авторынке «металлика» пришлись годы президенства Б. Клинтона.

 

Так относить ли к инновациям изменение цвета автомобилей – вопрос, на который так же трудно ответить, как и на тот, какие качества относятся к инновациям и какое их количество позволяет называть новый продукт продуктовой инновацией.

 

Говоря об инновациях, как предмете исследования ученые не пришли к единому – базисному толкованию термина. Так А. А. Бовин и Л. Е. Чередникова в учебном пособии: «Интеллектуальная собственность в системе ннновационного менеджмента» приводят следующие толкования инновации, принадлежащие различным исследовтелям:

–      любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего инноватор и его компания получают преимущества перед конкурентами;


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное