+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Пути решения социальных проблем антикризисного управления – российская практика и мировой опыт - Н.В. Еремеева

Дата: 17.10.2011    Автор: Н.В. Еремеева

Российская практика решения социальных проблем антикризисного управления предприятием. В современных российских условиях тема урегулирования социальных проблем в случае признания хозяйствующего субъекта несостоятельным, либо при проведении на предприятии антикризисной программы чрезвычайно актуальна.

 

Несмотря на то, что проблема своевременности выплаты заработной платы в организациях всех форм собственности находятся на постоянном контроле у Президента и Правительства РФ, вопрос отработки механизмов защиты трудовых прав при финансовой несостоятельности (банкротстве) предприятия и совершенствования действующего законодательства в целях повышения социальной защищенности работников кризисных предприятий остается открытым.

 

С одной стороны, работники предприятий поставлены в один ряд с кредиторами; с другой, не имеют, как во всем мире, твердых социальных гарантий в случае несостоятельности работодателя. Поэтому не приходится удивляться, когда после окончания конкурсного производства и завершения процесса ликвидации предприятия суды выносят категоричные определения «о недостаточности имущества для погашения требований», что означает утрату социальных гарантий, предоставляемых Конституцией РФ. В том числе, по выплате заработной платы при ликвидационных процедурах.

 

До недавнего времени, если и обсуждались социальные аспекты финансовой несостоятельности работодателей, то реальные действия по созданию механизмов защиты трудовых прав работников практически не предпринимались. Сейчас по инициативе Министерства здравоохранения и социального развития при участии Торгово-промышленной Палаты РФ начата активная работа по выработке конкретных предложений, направленных на улучшение положения работников предприятий банкротов, которые остаются без работы и не получают причитающейся выплаты даже при наличии вступивших в законную силу судебных актов. Такая правовая незащищенность требует принятия срочных мер, направленных как на обеспечение эффективных гарантий соблюдения прав работников при неплатежеспособности организаций, так и на развитие системы социального страхования.

 

Задолженность по зарплате - индикатор неудовлетворительного состояния российского бизнеса. Если дело приняло ликвидационный оборот, значит, слишком поздно было решено финансово оздоровить производство и не допустить вывода основных активов. Это означает, что требуется очень конкретный подход при выявлении причин возникновения той или иной задержки с выдачей зарплаты.

 

Важно также установление надлежащих мер ответственности виновных – в совокупности с введением в действие компенсационного механизма, предусматривающего страхование или наличие гарантийных фондов за счет отчисления прибыли или других источников поступления средств.

 

В Конституции РФ зафиксировано, что принимаемые законы обязаны не ухудшать, а улучшать положение граждан. Эта норма должна неукоснительно соблюдаться - путем установления, например, высокого уровня жизни и социальной защиты трудовых резервов в планах стратегического развития страны. Однако на практике это не всегда находит применение. Средства, направляемые в качестве компенсаций и пособий, чрезвычайно скудны – особенно, в условиях инфляции. В регионах России возникнут непреодолимые трудности с погашением обязательств по заработной плате, ведь из подавляющая часть, а именно - 80%, регионов страны – дотационные. Поэтому необходимой мерой в данной ситуации является введение минимального стандарта, который должен превышать официально установленный региональный прожиточный минимум.

 

В соответствии с поручениями Президента РФ от 14 августа 2004 г. № ПР-1369 федеральные органы исполнительной власти проводят работу по обеспечению постоянного контроля за полнотой и своевременностью выплаты заработной платы в организациях всех форм собственности. А правительство представляет ежемесячный доклад о состоянии дел Президенту страны, по инициативе которого данный вопрос рассмотрен Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Так, в соответствии с ее решением подготовлен план совместных мероприятий на 2005 г., направленный на координацию действий социальных партнеров по решению проблемы на федеральном уровне. В частности, предлагается комплексно обсудить два возможных варианта.

 

Первый вариант - «классический» - введение системы обязательного страхования работников от рисков невыплаты заработной платы в связи с банкротством предприятий. Однако надо предусмотреть, чтобы в проигрышным положении не оказались эффективно работающие предприятия, на которых ляжет бремя обязательных взносов по страхованию рисков неэффективного или недобросовестного менеджмента.

 

Второй вариант – «либеральный» - создание специализированного гарантийного фонда, учреждаемого коммерческими участниками, но действующего в рамках государственного регулирования, которое ежегодно определяет фиксированные нормы дисконтирования гарантированных выплат по отраслям экономики (видам экономической деятельности) или группам предприятий.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное