+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Реализация программно-целевого метода управления развитием туризма в регионе - С.А. Ческидов

Дата: 08.11.2011    Автор: С.А. Ческидов

Формирование программы развития туризма в регионе начинается с формулировки основных целей программы; перечня подпрограмм, входящих в состав программы. Далее определяются количественные значения целевых показателей; нормативные документы по формированию программ; объем и источники финансирования; этапы и сроки разработки и реализации программы; источники финансирования реализации мероприятий программы[1].

 

Как правило, основная цель программы - достижение социально-экономического и культурного возрождения туризма в регионе[2]. Данная цель должна быть соответственно конкретизирована по направлениям, например, по достижению определенных показателей прибытия туристских потоков в регион и поступлений от них и т.д. Затем разрабатывается соответствующий комплекс мер по финансированию программы. Финансирование может осуществляться из местного бюджета, частично из федерального бюджета, из различных фондов, внебюджетных средств и т.д. Если разрабатывается комплекс мер по введению налоговых льгот, то необходимо рассчитать и согласовать последующее недополучение средств в местный бюджет за счет снижения ставок налогов определенным предприятиям сферы туристских услуг. Для разработки региональной программы развития туризма важно привлечь специалистов из различных областей: туристского маркетинга, экономики туризма; планирования туристского транспорта, экологии специалистов в сфере изучения социологических историко-культурных аспектов развития туризма; в сфере занятости, управления; законодательства в области туризма, гостиничного хозяйства, архитектуры туристских объектов; планирования землепользования, технико-экономического обоснования.

 

В программе работы над проектом указываются сроки проведения всех мероприятий, их последовательность, взаимосвязи, сроки подготовки отчетов по реализации программы.

 

Последовательность мероприятий по разработке региональных целевых программ развития туризма Р.Ю. Попова предлагает разделить на четыре блока: аналитический, оптимизационный, организационно-рекомендательный и социально-экономический[3]. Первый этап - аналитический. На этом этапе осуществляется общий базовый анализ; анализ инфраструктуры региона; анализ туристских объектов и видов деятельности, их состояния; анализ существующих и планируемых в перспективе форм туризма; анализ сегментов рынка туризма; анализ экологической обстановки в регионе; анализ институциональных элементов. Данные направления исследуются и в социокультурном, и в экономическом аспекте. Общий базовый анализ региона включает в себя краткую историко-культурную справку по региону, увязанную с потенциальными туристскими объектами. Одновременно проводится краткое географическое описание региона с указанием районов, подходящих для развития туризма. Важное значение для общего базового анализа имеет полное рассмотрение действующих на национальном и региональном уровнях планов и программ развития туризма, оценка их влияния на регион. На основе имеющихся данных проводится анализ состояния и развития экономики в регионе, определяется фактический доход на душу населения, указываются основные проблемы. На этом этапе проводится SWOT-анализ, выявляются наиболее значимые позитивные и негативные факторы, влияющие на привлечение туристов, например, имидж региона и др.

 

В процессе анализа инфраструктуры региона дается оценка транспортного доступа в регион, его пропускной потенциал, а также удобство объектов и услуг для туристов; оценка состояния других элементов инфраструктуры; рассматриваются существующие планы и программы по совершенствованию инфраструктуры региона; выявляются факторы, сдерживающие развитие туризма. Проводится обследование имеющихся достопримечательностей, их состояния.

 

Анализ существующих в регионе туристских объектов и связанных с ними услуг проводится по следующим направлениям:

- обследование существующих средств размещения (число, вид, местонахождение и уровень качества);

- учет прочих туристских объектов: ресторанов, банков и обменных пунктов валюты, магазинов с изделиями народных промыслов, медицинских и почтовых объектов и услуг;

- анализируется общественная безопасность, а также предприятия по организации путешествий и экскурсий;

- определяется соответствие туристских объектов и услуг необходимым требованиям.

 

В процессе анализа сегментов туристского рынка проводится оценка международных тенденций развития туризма. Прослеживаются тенденции туристских прибытий в регионе.

 

Особо важное значение имеет анализ и оценка туристских расходов. Пока возможность их подсчета ограничена из-за отсутствия системы статистического сбора данных. Данный экономический анализ может обеспечить необходимый расчет экономического воздействия туризма на основе стандартных измерений: доли в ВНП, валовые и чистые доходы в иностранной валюте, масштабы и виды утечек из национальной или региональной экономики, произведенный доход, эффект мультипликации, вклад в доходы государства и региона[4].

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное