+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Регулирование инвестиционной деятельности в Республике Абхазия - З.И. Шалашаа

Дата: 04.10.2011    Автор: З.И. Шалашаа

Инвестиционная деятельность играет решающую роль в экономическом развитии любой страны, так как для решения социально-экономических проблем, связанных с обеспечением экономического роста, соответствия структуры производства и капитала изменяющейся конъюнктуре рынка, роста жизненного уровня населения, конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и страны в целом, макроэкономической стабильности, необходим постоянный приток финансовых средств.

 

Как известно, в наследство от старой административно-командной системы хозяйствующим субъектам бывших республик СССР, к которым относится и Республика Абхазия, досталось старое, затратное, а потому и неконкурентоспособное производство.

 

Одной из основных проблем, стоящих перед Республикой Абхазия в настоящее время является выход из глубокого кризиса в экономике на основе ускорения инвестиционных процессов.

 

Инвестиционная деятельность в условиях рыночной экономики нуждается в государственном регулировании, прежде всего потому, что она, как и вся национальная экономика, подвергается реформированию. В странах с переходной экономикой, к которым относится Республика Абхазия, еще отсутствуют многие условия для эффективного использования движущих сил рынка, значительная часть экономических структур, возникающих в ходе рыночных преобразований, находится в состоянии становления.

 

Инвестиционная деятельность получает свое отражение в соответствующей целенаправленно государственной политике, осуществляемой на основе определенных принципов. Такими принципами инвестиционного процесса могут быть: государственная поддержка предприятий за счет централизованных капиталовложений, размещение ограниченных централизованных инвестиций и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с республиканскими целевыми программами и исключительно на конкурсной основе.

 

Инвестиционная деятельность в национальной экономике может осуществляться за счет собственных, заемных и привлеченных, в том числе иностранных средств инвесторов, а также бюджетных и внебюджетных ассигнований. Причем бюджетное финансирование инвестиционной деятельности должно осуществляться в целях реализации государственных инвестиционных программ. Так, согласно параметрам Государственного бюджета Республики Абхазия на 2003 г., предусматривалось выделение бюджетных средств на инвестиции на возвратной основе: сельскому хозяйству порядка 9 млн. руб., другим отраслям национальной экономики – 15 млн. руб., а из внебюджетного фонда приватизации – около 5 млн. руб. Преимущество подобного субсидирования заключается в возможности отбора на конкурсной основе наиболее эффективных проектов инвестирования, основанных на принципах платности и возвратности[1].

 

Государство своим участием в инвестиционном процессе ставить в качестве основной цели создание такой системы условий и форм, которые способствуют выбору наиболее выгодных вариантов использования имеющихся инвестиционных ресурсов. Однако, как справедливо отмечают ученые, «важно при этом учитывать, что государственное участие в инвестиционной деятельности влечет за собой определенные расходы государства и органов управления различного уровня. Поэтому оно должно быть тщательно соразмерено с ожидаемыми результатами и подвергаться частому пересмотру для подтверждения его целесообразности и масштабов»[2].

 

Инвестиционная деятельность непосредственно связана с формированием инвестиционного климата, являющегося составной частью институциональной системы национальной экономики.

 

В структуре инвестиционного климата и факторы, определяющие его в условиях Республики Абхазия, которая показывает, что инвестиционный климат страны носит обобщенный характер и выступает как взвешенная сумма частных потенциалов, среди которых можно выделить нижеследующие:

  • природно-ресурсный потенциал, характеризуемый средневзвешенной обеспеченностью запасами основных видов природных ресурсов, включающие минеральные (ископаемые), земельные, водные, растительные и животные ресурсы, запасы которых в Абхазии значительны. Так, например, в республике имеются значительные месторождения каменного угля, ртути, барита, свинцово-цинковых руд и т.д., а также большие запасы ценных видов строительного сырья: известняка, глины, доломита, мела, мрамора, гранита, гравия и др.[3];
  • трудовой потенциал, включающий трудовые ресурсы и их образовательный уровень, а так предпринимательский, определяемый результатами деятельности в различных областях бизнес. В Абхазии возрастной состав населения, по данным на 2002 г. выглядит следующим образом: подростки составляют 28% населения республики, люди трудоспособного возраста – 59%, пенсионного возраста – 13%. В абсолютном отношении численность трудовых ресурсов составляет около 130 тыс. чел. По подсчетам ученых-экономистов Абхазии Я. Фейзба и О. Шамба «по мере восстановления ведущих отраслей хозяйства будет ощущаться острая нехватка в трудовых ресурсах: в курортном и сельском хозяйстве, в электроэнергетике, городском хозяйстве, в промышленности»[4];
  • научно-технический потенциал, выражающий уровень развития НИОКР и их финансирования, внедрения достижений НТП в экономику. По официальным данным, численность персонала занятого научными исследованиями и разработками в НИИ и высших учебных заведениях республики на 2002 г. составляла более 2 тыс. чел., а на финансирование науки на 2003 г. в государственном бюджете предусматривалась из разных источников около 5 млн. руб., что явно недостаточно для покрытия всех потребностей научных работников;
  • инфраструктурный потенциал, определяемый состоянием дорог, транспорта, коммуникаций и других общих условий, необходимых для осуществления инвестиционного процесса;
  • финансово-кредитный потенциал, дающий представление об объеме денежных средств, прибыльности предприятий, доходах населения, о кредитной политике финансовых институтов, системе налогообложения и др.;
  • потребительский потенциал, наиболее полно выражающийся в покупательной способности населения. Данный показатель характеризуют следующие официальные данные Управления государственной статистики Республики Абхазия: среднемесячная заработная плата одного pa6oтающего в 2002 г. составляла 512,6 руб., платные услуги населению – 292,9 млн. руб.; индекс потребительских цен на товары и платные услуги (по отношению к предыдущему году) составляли в 2001 г. 116,9%, а в 2002 г. – 104,4%[5].

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное