+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Современное состояние и проблемы отношений собственности Российской Федерации за рубежом - Т.Ю. Копылова

Дата: 30.09.2011    Автор: Т.Ю. Копылова

Экономическое благосостояние страны в немалой степени определяется наличием государственной собственности. В связи с развитием международных экономических отношений возникает вопрос о государственной собственности Российской Федерации за рубежом. Эффективное управление и использование этой категории собственности позволит улучшить экономическое положение России, увеличить доходы федерального бюджета и обеспечить погашение внешнего долга Российской Федерации. Несмотря на это, никто точно не знает, чем владеет Россия и какова стоимость этой собственности, каковы затраты на ее содержание и какой доход она приносит.

 

Государственная собственность Российской Федерации за рубежом – это имущество посольств, представительств России при международных организациях, торговых представительств, вклады Центрального Банка РФ, товары, вывозимые для продажи и для экспонирования на различных выставках, временно находящиеся за границей морские суда, самолеты и др.

 

К этой категории собственности также относится имущество, перешедшее в порядке правопреемства от Российской Империи к советскому государству, и имущество, перешедшее в порядке правопреемства от Советского Союза к Российской Федерации. В контексте правопреемства под государственной собственностью понимаются имущество, права и интересы, которые на момент их передачи государству-преемнику принадлежали государству-предшественнику согласно его внутреннему праву[1]. По окончании Второй мировой войны значительную часть государственного имущества за рубежом составляли так называемые активы, перешедшие к советскому государству в порядке репараций. Значительную категорию государственной собственности за рубежом составляет имущество Русской Православной Церкви. В связи с развитием научно-технического прогресса усиливает свое значение информационная и интеллектуальная собственность, представляющая собой сумму знаний и идей, находящихся в распоряжении всего государства, и которые не могут быть закреплены за каким-либо юридическим лицом.

 

По оценкам Министерства имущественных отношений Российской Федерации стоимость государственной собственности России за рубежом составляет 3,5 млрд. долл. Почти 4 тыс. объектов недвижимого имущества общей площадью более 2400 тыс.кв.м, расположены на территории 120 государств. Больше всего зарубежной собственности России находится в странах Европы и Азии. Счетная палата оценивает государственную собственность России за рубежом в 300 млрд. долл. Общественный экспертный совет по зарубежной собственности во главе с профессором Дипломатической академии МИДа В. Сироткиным и английское частное агентство Pinkerton в 400 млрд. долл., в т.ч. стоимость спорного имущества[2].

 

К спорному недвижимому имуществу относится так называемая выморочная собственность, то есть имущество, которое остается после смерти лица при отсутствии наследников. Чаще всего такое имущество передается в муниципальную собственность государства, где оно находится. До тех пор, пока наследники выморочной недвижимости не будут установлены или, не имея средств содержать здания, не претендуют на них, местные власти государства – местонахождения собственности, размещают в них различные учреждения или сдают ее в аренду. Существует также и спорная церковная собственность. Поскольку, по мнению Русской православной церкви, до 1917 г. церковь не была отделена от государства, принадлежавшие ей объекты теперь являются государственной собственностью Российской Федерации как правопреемнице Российской Империи. Спорное движимое имущество включает золото, драгоценности и ценные бумаги, вывезенные за границу во время войн и невозвращенные в Россию.

 

А. Вольский и возглавляемый им Российский союз промышленников и предпринимателей предоставляют другие данные: стоимость золота, серебра, алмазов, вывезенных в 1914-1920 гг. из России во Францию, Англию, Швейцарию, Японию, США и другие страны для закупок оружия, оценивается в 250 млн. руб. царской чеканки. По нынешним деньгам стоимость этого наследства составляет 120 млрд. долл.[3] Это без учета недвижимости: подаренных или купленных представителями царской фамилии дворцов и особняков. Кроме царской, России принадлежит собственность, национализированная после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в качестве репараций по Потсдамскому соглашению. Третий вид собственности за рубежом – это купленные или построенные за границей в советское время здания и сооружения, которые перешли к России в порядке правопреемства. Различные источники предоставляют неодинаковые данные. Это связано с тем, что до настоящего времени не проведена инвентаризация имущества РФ за рубежом и не пересчитана его балансовая стоимость.

 

Необходимо отметить, что зарубежную собственность пытались инвентаризовать 3 раза. Первый раз в 1924 г. инвентаризацию проводила фирма Pinkerton. В то время было ясно, что никто бывшую российскую собственность возвращать большевикам не будет, однако составленные списки имущества пригодились в 1948 г., когда обсуждался вопрос о возникновении государства Израиль. Советский Союз поддержал создание независимого государства, но взамен своего согласия потребовал от нового государства возвращения 61 объекта недвижимости в Святой земле (земельные участки в Палестине, Сирии, Израиле). Израиль вернул России 59 объектов, находящихся на его территории. Однако Никита Хрущев в 1964 г. снова продал их Израилю за 4,5 млн. долл.[4]

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное