+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Технологии управления трансакционными издержками муниципального образования - Т.В. Вдовенко

Дата: 08.11.2011    Автор: Т.В. Вдовенко

Одной из наиболее актуальных проблем обеспечения устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований является переход от преимущественно административно-распорядительных к нормативно-правовым средствам управления, от использования преимущественно отраслевых технологий управления к инновационным. К числу инновационных технологий управления местным развитием обычно относят: установление чётких правил осуществления хозяйственной деятельности, создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, инвентаризация располагаемых ресурсов развития, привлечение к управлению представителей местного сообщества и другие.

 

В числе существующих технологий, которые могут быть применены в процессе управления трансакционными издержками муниципальной экономической системы, можно отметить следующие: создание муниципальных электронных торговых площадок[1]; привлечение экспертов при разработке нормативно-правовых актов, регулирующих условия осуществления хозяйственной деятельности на территории муниципального образования, планов и программ социально-экономического развития муниципалитета; маркетинг муниципального образования[2]; муниципальный риск-менеджмент[3].

 

Важным шагом в процессе управления трансакционными издержками местного развития является перевод сделок в электронный вид. Создание организованных территориальных электронных торговых площадок обладает существенным потенциалом снижения трансакционных издержек. Электронное осуществление сделок может влиять на координационные и мотивационные трансакционные издержки. Воздействие на издержки координации вследствие перевода сделок в электронный вид осуществляется по двум основным направлениям: 1) через усовершенствование самого процесса совершения сделок; 2) появление выгод от применения электронных торговых площадок. В некоторых случаях, например, автоматизации процессов обмена информацией, усовершенствования могут проявляться в виде снижения затратности осуществляемой деятельности. Возможно также изменение содержания процесса осуществления сделок, например, в результате исключения из неё посредников. Выгоды от использования электронных торговых площадок представляют собой снижение издержек на поиск покупателей (продавцов), возможность получать качественную информацию обо всех характеристиках товаров (услуг).

 

Привлечение экспертов при разработке нормативно-правовых актов, регулирующих условия осуществления хозяйственной деятельности на территории муниципального образования, планов и программ социально-экономического развития муниципалитета.

 

Конструктивное взаимодействие между органами местной власти, предпринимательством и общественными организациями – является ключевым фактором устойчивого и динамичного развития муниципальных социально-экономических систем. Каждая из сторон заинтересована в использовании ресурсов других участников местного сообщества.

 

Уровень социальной активности жителей во многом определяется применяемой в муниципальном образовании моделью управления. Положительная динамика развития наблюдается в городах, внедривших так называемую публичную модель управления. Среди пионеров можно выделить Новосибирск, Омск, Тюмень. Хабаровск в числе первых стал проводить публичные слушания перспективных проектов застройки городских территорий.

 

Маркетинг муниципального образования является одной из наиболее молодых в процессе управления местным развитием. Нужно отметить, что маркетинг города обладает существенными отличительными чертами: концентрация компонентов инфраструктуры, насыщенность информационной среды, большое антропогенное воздействие на экосистему и т.д. В процессе управления трансакционными издержками местного развития могут быть применены следующие элементы маркетинга территории: формирование имиджа территории; маркетинг инфраструктуры; маркетинг привлекательности. Формирование благоприятного имиджа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на создание, распространение и развитие положительного образа территории. Данная технология предполагает использование коммуникационных каналов, проведение коммуникационных мероприятий.

 

Маркетинг привлекательности представляет собой совокупность принципов и мероприятий, направленных на повышение притягательности территории. В основу данной технологии положено выявление и развитие конкурентных преимуществ территории. Важнейшим аспектом здесь является инвестиционная привлекательность. Наличие инвестиционных ресурсов – один из критических факторов жизнеобеспечения муниципальных социально-экономических систем. Основное средство проведения успешной инвестиционной политики муниципальных образований – минимизация рисков инвесторов, связанных с деятельностью органов местной власти. Для этого разрабатываются нормативно-правовые акты, содержащие гарантии местных органов власти, поддержку инвестиций, определяющие порядок взаимоотношений, определяются нормативные рамки и критерии использования бюджетных средств в качестве инвестиций. Многие города Ленинградской, Новгородской, Московской областей в качестве поддержки наиболее перспективных и социально значимых проектов успешно используют предоставление налоговых льгот (в части муниципальных налогов).

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное