+7 495 514 02 76

Москва и Московская область

 

+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Зарубежный опыт коммуникационного обеспечения рынка консалтинговых услуг - А.Б. Парагульгов

Дата: 03.10.2011    Автор: А.Б. Парагульгов

В мире насчитывается около 1720 фирм, специализирующихся области управленческого консалтинга. По параметрам численности специалистов и объема годового оборота услуг 40 фирм из этого числа можно считать крупными, 180 фирм – средними, а 1500 фирм – мелкими. Мировой рынок консалтинговых услуг при этом поделен следующим образом: 40 самых крупных консалтинговых фирм обслуживают 66 этого рына, 180 средних фирм – 25%, 1500 мелких фирм – 9%. Крупная фирма имеет от 300 до 30000 профессионалов и годовой доход до 20 млн. долл.. Мелкие фирмы это фирмы, в которых в среднем около 4-х профессиональных консультантов и годовой доход не более 0,5 млн. долл. США.

 

Такие темпы и рост глобальных информационных сетей изменили представления о границах организации и технологиях производства, управления и ведения консалтингового бизнеса. Все это сопровождалось насыщением рынка консалтинговых услуг и потребовало поиска новых подходов к потребителю услуг, где ключевым фактором стала необходимость коммуникационного обеспечения рынка консалтинговых услуг. Можно сказать, что потребность в коммуникационном обеспечении росла параллельно росту рынка консалтинговых услуг, что определило формирование потенциала и развитие опыта крупных зарубежных консалтинговых компаний.

 

Таким образом, опыт зарубежного рынка консалтинговых услуг в области коммуникационного обеспечения представляет собою огромный потенциал с богатой исторической, инновационной и экономической базой, который мог бы стать для российских консультантов ключевым фактором в формировании концепции коммуникационного обеспечения отечественного рынка консалтинговых услуг. В виду этого возникает необходимость рассмотрения и исследования различных аспектов функционирования зарубежного рынка консалтинговых услуг на предмет его коммуникационного обеспечения, что можно проследить в тенденциях, в структуре и в приоритетах его развития. Так, современное состояние рынка консалтинговых услуг характеризуется рядом тенденций, в которых можно проследить как предпосылки формирования коммуникационного обеспечения, так и факторы его развития, основанные на коммуникации.

 

Укрупнение и транснационализация. Важнейшей движущей силой процессов ускоренного укрупнения и транснационализации ведущих консалтинговых компаний была сама логика конкурентной борьбы внутри индустрии управленческого консалтинга. В отличие от других отраслей, в консалтинге не существует каких-либо видимых барьеров для вхождения в бизнес. Для организации консалтинговых компаний не требуется сколько-нибудь серьезных капиталовложений в материальные активы, не нужен доступ к дефицитным природным ресурсам. В подавляющем большинстве стран мира не требуется даже профессиональной лицензии, поскольку консалтинг считается (в отличие, например, от аудита или юридического консультирования) не лицензируемым видом профессиональных услуг. Именно поэтому рынок консалтинговых услуг традиционно является своеобразным заповедником свободной конкуренции, в котором вполне эффективно работают и мелкие фирмы, и предприниматели-одиночки.

 

Ярким примеров этого процесса стало активное внедрение в рынок консалтинговых услуг крупнейших аудиторских фирм, элита которых по мере гигантских слияний в их рядах последовательно сужалась до «большой восьмерки» в начале 80-х, «шестерки» в начале 90-х, «пятерки» в конце 90-х и, наконец, «четвертки» в наши дни. К нынешним участникам «большой четвертки» относятся PwC, Ernst & Young, KPMG и Deloitte & Touche (см. прилож. № 2). Начиная развивать консультирование как естественное продолжение бухгалтерских услуг, эти фирмы стремительно расширили спектр своих услуг и захватили лидерство в оперативном консалтинге, т.е. в области решения проблем оперативного управления, включая налаживание управленческого учета и управленческой отчетности, различные аспекты внутреннего финансового менеджмента и организации основных бизнес-функций. Более того, очень быстро оценив повышенную доходность консалтинговых услуг по сравнению с традиционным аудитом, они стали агрессивно конкурировать и на поле стратегического консалтинга.

 

Интеллектуальная капитализация. Залогом успеха любой консалтинговой компании является сохранение и развитие его главного актива – квалифицированного персонала. Зарубежные консалтинговые компании привлекают самые лучшие кадры экспертов по управлению, обеспечивая их дальнейшее совершенствование через постоянное (на протяжении всей карьеры) повышение квалификации и накопление практического опыта, а также создавая достаточные стимулы для продолжения работы в организации. Причем однородное рабочее ядро в компаниях формируется из людей с весьма разнообразным профессиональным и образовательным багажом. Все это достигается за счет создания специальных систем найма, мотивации и продвижения персонала, сложных многоступенчатых систем его переподготовки и повышения квалификации, систем трансформации накопленного опыта в методологии и их внутрифирменного распространения (так называемых систем управления знаниями), наконец, систем, процедур и стандартов клиентской работы, подразумевающих фирменный стиль и культуру.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное