+7 495 9 955 955

Многоканальный телефон для Москвы и МО

Модернизация концепции прав человека. Куда движемся? - И.В. Понкин, А.Г. Богатырев

Дата: 18.10.2011    Автор: И.В. Понкин, А.Г. Богатырев

Современное международное право, где впервые были постулированы и закреплены основные права и свободы человека как «непреходящие ценности», закреплены и принципы построения системы правового регулирования общественных отношений в жизни всего мирового сообщества. Так, в Преамбуле Устава ООН, своего рода «кодексе международного права», записано: «вновь утвердить веру в основные права и свободы человека, в достоинство и ценности человеческой личности». И далее в этом же документе в статье 55 главы IX «Международное экономическое и социальное сотрудничество» государств-членов ООН и самой организации сформулирована важнейшая цель и задача всемерного содействия «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии». В дальнейшем эти общие положения Устава ООН о правах человека были детально разработаны и сформулированы в следующих международно-правовых документах ООН: Всеобщей декларации прав человека 1948 г., а также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. После ратификации международных пактов о правах человека необходимым числом государств-членов ООН в 1976 г. эти международно-правовые акты вступили в законную силу, стали юридически обязательными для государств, которые их ратифицировали. После этого момента начинается их реализация на уровне национального законодательства (конкретных государств). Так, например, вторая глава Конституции Российской Федерации от 1993 г. целиком посвящена правам и свободам человека и гражданина. К моменту 60-летия принятия Всеобщей декларации прав человека, на 2008 год, уже не менее 90 конституций государств мира содержали положения об основных правах и свободах, корреспондирующие этому документу. Во время разработки и принятия Всеобщей декларации прав человека и международных пактов о правах человека было немало политических спекуляций на эту тему. Так, например, представители СССР воздержались при голосовании за принятие Всеобщей декларации прав человека, мотивируя это тем, что принятый документ нарушает суверенитет государств. Не лучшим образом поступили и представители США, отказавшиеся ратифицировать Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, аргументируя это тем, что экономика США якобы не достаточно развита, чтобы гарантировать экономические права и ликвидировать, к примеру, безработицу и другие негативные социальные явления в этой стране.

 

Представляется, что права и свободы человека в их современном понимании в соответствии с вышеназванными положениями международно-правовых актов как единственные универсальные ценности для всего человечества вряд ли могут быть таковыми, несмотря на то что именно такое понимание института прав и свобод человека, как «универсальных ценностей» для всего мирового сообщества, есть продукт западной цивилизации. Об этом может свидетельствовать хотя бы многочисленная литература по истории возникновения и юридического закрепления института прав и свобод человека, в западном мире примером может служить Великая хартия вольностей 1215 г., Петиция о правах 1628 года, Хабеас корпус акт 1679 г. и Билль прав 1689 г. в Великобритании; Конституция США 1787 г.; Декларация прав человека и гражданина 1789 г. во Франции и т. п. Безусловно, институт прав и свобод человека имел большое значение и положительное влияние на западное правосознание и цивилизацию в целом. Он также имел большое влияние на другие цивилизации и правосознание людей остального мира. Тем не менее, права и свободы человека в современном многополярном мире, как нам представляется, не могут служить единственными универсальными ценностями для всего человечества, поскольку современная концепция прав и свобод человека исходит из искаженно трактуемой природы достоинства личности человека.

 

Несмотря на то что концепция, заложенная в основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., зародилась и развивалась в недрах христианской цивилизации, она (концепция) содержит в нынешнем виде ряд идей, которые противоречат не только христианским ценностям, но и ценностям других цивилизаций и традиционным представлениям о достоинстве человека. Разумеется, речь не идет об огульной критике указанного документа, 60-летие которого мы будем отмечать уже очень скоро; данный документ сыграл свою несомненную положительную роль. Но с точки зрения глобальных перспектив человечества, его выживания (не превратиться в крыс в бочке, пожирающих друг друга и самих себя) в этом мире, с точки зрения фундаментальных основ природы, содержания и понимания прав и свобод человека указанная Конвенция обладает рядом недостатков, многие из которых всё более актуализируются в последние годы.

 

Для сравнения обратимся к иным подходам к пониманию и определению сущностной природы достоинства человека. Ярким воплощением такого иного подхода обоснованно может служить документ «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека»[1], разработанный во исполнение решения Священного Синода от 11 апреля 2006 г., после X Всемирного русского народного собора, принявшего Декларацию о правах и достоинствах человека. Указанный документ был принят в 2008 г. Архиерейским собором Русской Православной Церкви, как было заявлено – в развитие её Основ социальной концепции от 2000 г.

 


Вернуться к списку книг

Периодические издания

Юридические услуги

Яндекс.Метрика

Поделиться ссылкой на выделенное